четверг, 16 апреля 2020 г.

17.04.20. Биология 6 класс

Уважаемые шестиклассники!

Сегодня у нас снова практическая работа по определению рода и вида травянистых растений (на двойных листах в клетку).
Подписываем титульный лист, открываем и пишем вверху число, "практическая работа 3", её название, цель, оборудование, "ход работы". Внимательно изучаем инструкцию и выполняем необходимые действия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Определение до рода или вида нескольких травянистых растений
одного- двух семейств
Цель работы: научиться определять род и вид растений с помощью таблиц для определения растений, познакомиться с видовым разнообразием растений класса Двудольные и Однодольные.
Оборудование и материалы: гербарные образцы растений класса Двудольные и Однодольные разных семейств, лупа, карточки для определения видов растений.
Ход работы
I. Выполните задания.
1. Ознакомьтесь с инструкцией по определению растений.
2. Пользуясь таблицами, определите названия выданных растений. (Таблицы для определения видов растений разных семейств даны в приложении к работе).
3. Запишите названия таксонов определяемых растений в эту таблицу. Вам нужно дописать в неё род и вид определяемого растения.
Таксон
Растение № 1
Растение № 2
Класс
 Однодольные
 Двудольные
Семейство
 лилейные
 паслёновые
Род


Вид



Инструкция по определению растений
В таблице для определения растений после каждой цифры и знака «0» перечислены разные признаки.
Признаки, перечисленные после цифры, составляют «ТЕЗУ» - положение.
Признаки, перечисленные после знака «0», составляют «АНТИТЕЗУ» - противоположение.
Каждые теза и антитеза составляют ступень.


1. Теза
1 Ступень


2. Антитеза


Порядок определения растений
Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения, которое определяете.
В конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.
На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения.
На какой-то ступени выбранная вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения.
Название растения состоит из двух слов. Первое слово – это родовое название, которое вместе со вторым составляют название данного вида. Все свои тезы и антитезы по каждому растению укажите в ходе работы и не забудьте сделать вывод.
Рис. 1. Представитель семейства лилейных
Рис. 2. Представитель семейства паслёновых
II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1. На основании каких признаков было определено название вида растения?

Таблица для определения видов растений  семейства Паслёновые
(для определения некоторых растений необходима лупа)


1.       Цветки крупные (2-6 см) ……………………………….……………………2
0.       Цветки мелкие (до 1,5 см) ………………………….………………………..5
2. Венчик белый (при засушивании слегка буреющий) ……………….………3
0.  Венчик иной окраски ……………….…………………………………….…..4
3. Листья сидячие (без черешка), с цельным краем пластинки, стебель и листья опушенные
Табак душистый
0.       Листья черешковые, крупные, с выемками по краю пластинки.
Дурман вонючий
4. Венчик самой различной окраски шириной 5-6 см, цветки одиночные сидят на цветоножках, листья с цельным краем.
Петуния гибридная
0.       Венчик грязно-белый, с фиолетовыми жилками. Цветки почти без цветоножек. Цветки на верхушке собраны кучно, а ниже, в пазухах листьев, одиночные
Белена чёрная
5. Листья непарнопрерывисто-перистые …………………………………….….6
0. Листья по краю слегка выемчатые, сближены попарно. В соцветиях можно видеть мелкие цветки и плоды одновременно.
Паслён чёрный
6. Соцветия не поднимаются выше листьев. Цветки с жёлтым венчиком. Молодые побеги и соцветия сильно опушённые.
Помидор съедобный
0.       Соцветия на длинных цветоносах поднимаются над листьями. Цветки фиолетовые, розовые, белые с крупными жёлтыми пыльниками.
Картофель

Таблица для определения видов растений  семейства Лилейные
(для определения некоторых растений необходима лупа)

1.       Цветки одиночные или расположены по 2-3 ……………………………….2
0.       Цветки образуют соцветия …………………………………………………..3
2. Цветок на стебле один, крупный.
Тюльпан
0.       Цветки по одному или по 2-3 расположены в пазухах листьев.
Купена душистая
3.       Соцветие – кисть, листьев на стебле обычно два ………….………………4
0.       Соцветие иного строения ………………………….………………………..6
4. Цветки белые ……………………………..……………………………………5
0. Цветки голубые, листья узкие.
Пролеска двулистная
5. Околоцветник сростнолепестный, колокольчатый, листья широкие, охватывающие друг друга основаниями.
Ландыш майский
0.       Околоцветник раздельнолепестный из 4 долей. Цветки мелкие. На стебле обычно 2 сердцевидных листа.
Майник двулистный
6. Соцветие – шаровидный зонтик. Цветки белые или желтоватые.
Лук репчатый
0.       Соцветие – метёлка. Стебли облиственные. Листья к верхушке стебля становятся меньше и уже.
Чемерица даурская


6 комментариев:

  1. Светлана Юрьевна, где и как в практической работе указывать тезы и антитезы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Двигаетесь по таблице определения видов, внимательно читаете тезы и антитезы, выбираете, что больше подходит: например, лилейных: 1 - 0 - 3 - 4 -5 --- и попадаем на ландыш майский.

      Удалить
  2. Светлана Юрьевна, мозги уже кипят: не пойму как делать. Стыдно ,но где можно почитать,как определять с помощью этих тезов и антитезов?

    ОтветитьУдалить