Уважаемые девятиклассники!
Сегодня мы рассмотрим как происходит смена экосистем. Запишите число и "классная работа". Тема урока: "Основные свойства экосистем. Смена биогеоценозов"
Повторим материал прошлого урока:
1. Задача. Какое поголовье тюленей может прокормиться на акватории побережья площадью 70 га, если средняя масса одного тюленя 250 кг, а продуктивность планктона составляет 900 г с 1 кв. м.?
Решаем задачу согласно алгоритма:
1) составляем цепь питания для тюленя
планктон --- мелкая рыба --- крупная рыба --- тюлень
2) применяем правило экологической пирамиды и выясняем, какая масса планктона нужна, чтобы прокормить 1 тюленя планктон --- мелкая рыба --- крупная рыба --- тюлень
250000 кг 25000 кг 2500 кг 250 кг
3) площадь акватории побережья составляет 70 га = 700000 кв. м
4) продуктивность 1 кв. м - 900 г или 0,9 кг, а продуктивность с 70 га будет 0,9 кг · 700000 кв. м = 630000 кг
5) вычислите сколько тюленей может жить на этой территории, если общая биомасса планктона 630000 кг, а одному тюленю нужно 250000 кг.
Ход решения запишите.
Ход решения запишите.
2. Сформулируйте правило экологической пирамиды. Объясните его суть.
3. Обратите внимание на следующий материал.
3. Обратите внимание на следующий материал.
Основные свойства экосистемы: 1. Круговорот веществ и энергии. 2. Устойчивость, стабильность, саморегуляция. 3. Биологическая продукция.
Экосистемы устойчивы лишь в том случае, когда все компоненты, входящие в их состав, поддерживают круговорот веществ достаточно полно. Каждая экосистема характеризуется структурами: видовой, пространственной, трофической.
Видовая структура – разнообразие видов, соотношение их численности и биомассы. Пространственная структура. Определяется фитоценозом, для которого характерна ярусность. Трофическая структура – связь между компонентами экосистемы, возникающая на основе пищевых отношений и способов получения энергии. Трофическая структура представлена трофическими цепями и трофическими сетями. Одно звено цепи питания – трофический уровень. Несмотря на то, что экосистемы обладают свойствами устойчивости, самовоспроизведения и саморазвития, под воздействием различных внешних и внутренних происходит их разрушение или смена. Постепенная закономерная смена менее устойчивых биогеоценозов на более устойчивые называется сукцессией. В зависимости от начального состояния биогеоценоза сукцессии подразделяют на первичные и вторичные.
Первичные сукцессии возникают в местах, где жизнь на какое-то время полностью исчезла, например, на склонах вулканов, по которым текла лава. Первопоселенцами таких участков становятся лишайники. Для их существования не нужны никакие другие организмы, а только твёрдый субстрат, к которому они прикрепляются. Затем по мере наноса ветрами грунта появляются мхи и травянистые растения. Следующий этап — кустарниковые сообщества с участием различных видов ив. В этот период развития экосистемы уже появляются популяции различных беспозвоночных, а со временем, когда начинают формироваться хвойные леса, сюда проникают и позвоночные.
Вторичные сукцессии могут быть следствием стихийных бедствий, изменений климата или разрушительного влияния человека. Типичный пример вторичной сукцессии — это восстановление экосистемы соснового леса после пожара. При этом коренным образом меняются абиотические условия: прежде всего режим освещенности, температуры и влажности. Поэтому вначале из сохранившихся в почве семян вырастают светолюбивые и сухолюбивые травянистые растения, и пожарище зарастает однолетними и многолетними травами. Затем на этом месте постепенно формируются непролазные малинники, в которых местами пробиваются молодые берёзки. Со временем образуется березовый лес, под пологом которого происходит восстановление соснового леса — начинают расти сосны и через 100—150 лет на этом месте может опять появиться настоящий сосновый бор. Причём, это при условии, что не произойдут новые пожары или лет через пятьдесят этот лес не вырубят.
Типичным примером регрессивной сукцессии является современная экосистема Азовского моря. Некогда это был самый продуктивный морской водоём в мире. Его опреснённая вода хорошо прогревалась, поэтому здесь водились как морские, так и пресноводные организмы, морская, пресноводная и проходная рыба. Зарегулирование рек Дона и Кубани уменьшило сток пресной воды в Азовское море, оно стало солёным и не подходящим для многих ценных видов. Кроме того, многочисленные сейнеры просто исчерпали запасы рыбы. Сейчас в Азовском море почти не осталось осетровых, черноморских сельдей, стало очень мало тюльки, хамсы, судака и тарани. Даже запасы бычков уменьшились в 10 раз. Исчез и ряд видов моллюсков и ракообразных. Зато их место заняли медузы и гребневики — примитивные беспозвоночные, относящиеся к отдельному типу, внешне напоминающие медуз. В результате Азовское море из самого продуктивного стало местом экологической катастрофы.
4. Законспектируйте предложенный материал в виде схем с примерами.
Домашнее задание: изучите этот теоретический материал и решите задачу по экологии: определите какая площадь смешанного леса нужна для того, чтобы волк достиг 50 кг, если продуктивность леса составляет 660 г с 1 кв. м?
Комментариев нет:
Отправить комментарий