Добрый день, уважаемые десятиклассники!
Сегодня рассмотрим решение задач на неполное доминирование или промежуточное наследование признаков и анализирующее скрещивание Запишите число и тему урока. Немного теории.
Действие законов Менделя можно проиллюстрировать большим количеством примеров. Однако эти закономерности не всегда соблюдаются. Мендель обратил внимание на то, что иногда у потомства проявляется промежуточный характер наследования. Он рассматривал растения гороха с мелкими и с крупными листьями. После скрещивания таких растений в фенотипе у гибридов первого поколения не было выражено ни доминантного, ни рецессивного признака, а все растения имели листья средней величины. Тогда он не нашел объяснения этому явлению. Объяснение было найдено позже и получило название «неполное доминирование».
Неполное доминирование – это такой тип наследования, при котором гетерозиготные особи имеют промежуточный фенотип по сравнению с родительскими организмами, и связано это с тем, что доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного. Разберем это на примере (рис.1).
У земляники красная окраска плодов доминирует над белой окраской плодов, поэтому красную окраску обозначают большой буквой А, а белую – малой буквой а, гибриды первого поколения имеют розовую окраску.
Какое потомство получится от скрещивания двух растений земляники, выросшей из розовых плодов? Выполняем запись (рис. 2).
Родительские организмы являются гетерозиготами Аа. Они образуют два типа гамет.
Во время оплодотворения могут получиться следующие потомки:
- АА будет иметь красную окраску плодов;
- Аа – розовую окраску плодов;
- аа – белую окраску плодов.
В потомстве мы наблюдаем расщепление: один организм имеет доминантный признак, два организма имеют промежуточный признак и один организм – рецессивный признак. Такое расщепление отличается от менделевского, однако все остальные закономерности соблюдены, поэтому хочется отметить, что при неполном доминировании законы Менделя продолжают работать, разница лишь в фенотипических проявлениях.
Остановимся на практических аспектах генетики. Представьте себе такую ситуацию: на ферме имеется стадо коров, где одни особи имеют черную окраску шерсти, а другие – красную окраску шерсти, в стаде есть бык с очень хорошими экстерьерными качествами, он имеет черную окраску (рис. 3).
Проверить, является ли это животное гомозиготой или гетерозиготой, какое потомство ожидать от такого быка можно при помощи анализирующего скрещивания.
Анализирующее скрещивание – это такой тип скрещивания, при котором исследуемый организм с доминантным проявлением фенотипа скрещивают с особью, гомозиготной по рецессиву. В случае если в потомстве не наблюдается расщепления, можно говорить, что исследуемый организм был доминантным. А вот если в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, значит, исследуемый организм был гетерозиготным.
Рассмотрим схему этого скрещивания, чтобы окончательно разобраться в этом вопросе (рис. 4).
А – это черная масть, а – красная масть. Рассмотрим два варианта. В первом случае исследуемый организм был доминантной гомозиготой АА, скрещиваем его с рецессивной гомозиготой аа (рис. 5).
Первый организм дает гаметы А, второй – только гаметы а. Значит, в первом поколении потомки будут иметь генотип Аа, то есть все будут черной масти.
Второй случай: первый организм является гетерозиготой Аа, скрещиваем его с рецессивной гомозиготой аа (рис. 6).
Первый организм может дать два типа гамет – А и а. Второй организм – один тип гамет а. В результате оплодотворения могут получиться организмы Аа – это животные, имеющие черную масть, и аа – животные, имеющие красную масть.
Хочется подчеркнуть, что если мы рассмотрим анализирующее скрещивание, особенно если оно связано с животными, то одного потомка будет недостаточно для того, чтобы точно определить генотип. Необходимо будет провести несколько скрещиваний и получить большое число потомков от этого животного, Мендель говорил о значении статистических закономерностей в генетике.
Мы познакомились с двумя новыми закономерностями – это неполное доминирование и анализирующее скрещивание, которые с успехом применяются в животноводстве и селекции.
Внимательно изучив теоретический материал, можем приступать к практическому применению его в решении задач. Распределим задачи следующим образом: Новиков - задача 6; Епифанов - задача 7; Концур - задача 4; Музыка - задача 8; Макаренко и Детковский - задача 5; Яворский и Овдий - задача 3; Волков и Забелин - задача 2 и Киблицкий.- задача 1.
Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.
Задача 2.
У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.
Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
Задача 3. У львиного зева при скрещивании растений с широкими листьями образуются широкие листья, при скрещивании растений с узкими листьями образуются узкие листья. При скрещивании растения с широкими листьями с растением с узкими листьями образуются листья с промежуточной шириной. Каковы будут фенотипы и генотипы потомства при скрещивании двух растений с листьями промежуточной ширины? Какой вид скрещивания? Какая закономерность проявляется в данном случае?
Задача 4. Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) по-
лучаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание
между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок - темное.
между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок - темное.
1. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых
норок с белыми?
норок с белыми?
2. На звероферме от скрещивания кохинуровых норок получено
потомство 74 белых, 77 черных и 152 кохинуровых.
потомство 74 белых, 77 черных и 152 кохинуровых.
Сколько особей из них и какие будут гомозиготными?
Задача 5. У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. У львиного зева обычная форма цветка неправильная, (т.е зигоморфная) полностью доминирует над пилорической (правильной формой, т.е актиноморфной). Какое потомство получится от двух дигетерозиготных растений? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
Задача 6. При скрещивании пёстрой хохлатой курицы (В) с таким же петухом было получено 8 цыплят: 4 цыплёнка пёстрых хохлатых, два белых (а)хохлатых и два чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните характер наследования и появления особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Задача 7. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
Задача 8. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи и обоснуйте ответ.
ФОТО С КОНСПЕКТОМ И РЕШЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРИСЛАТЬ НЕ ПОЗДНЕЕ 17.00 10.04.20
zadoenko1987@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий