четверг, 9 апреля 2020 г.

10.04.2020 Элективный курс по биологии 10 класс

Добрый день, уважаемые десятиклассники!

Сегодня рассмотрим решение задач на неполное доминирование или промежуточное наследование признаков и анализирующее скрещивание Запишите число и тему урока. Немного теории.
Дей­ствие за­ко­нов Мен­де­ля можно про­ил­лю­стри­ро­вать боль­шим ко­ли­че­ством при­ме­ров. Од­на­ко эти за­ко­но­мер­но­сти не все­гда со­блю­да­ют­ся. Мен­дель об­ра­тил вни­ма­ние на то, что ино­гда у потом­ства про­яв­ля­ет­ся про­ме­жу­точ­ный ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния. Он рас­смат­ри­вал рас­те­ния го­ро­ха с мел­ки­ми и с круп­ны­ми ли­стья­ми. После скре­щи­ва­ния таких рас­те­ний в фе­но­ти­пе у ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния не было вы­ра­же­но ни до­ми­нант­но­го, ни ре­цес­сив­но­го при­зна­ка, а все рас­те­ния имели ли­стья сред­ней ве­ли­чи­ны. Тогда он не нашел объ­яс­не­ния этому яв­ле­нию. Объ­яс­не­ние было най­де­но позже и по­лу­чи­ло на­зва­ние «непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние».
Непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние – это такой тип на­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром ге­те­ро­зи­гот­ные особи имеют про­ме­жу­точ­ный фе­но­тип по срав­не­нию с ро­ди­тель­ски­ми ор­га­низ­ма­ми, и свя­за­но это с тем, что до­ми­нант­ный ген не пол­но­стью по­дав­ля­ет дей­ствие ре­цес­сив­но­го.  Раз­бе­рем это на при­ме­ре (рис.1).
Неполное доминирование
Рис. 1. Неполное доминирование
У зем­ля­ни­ки крас­ная окрас­ка пло­дов до­ми­ни­ру­ет над белой окрас­кой пло­дов, по­это­му крас­ную окрас­ку обо­зна­ча­ют боль­шой бук­вой А, а белую – малой бук­вой а, ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния имеют ро­зо­вую окрас­ку.
Какое потом­ство по­лу­чит­ся от скре­щи­ва­ния двух рас­те­ний зем­ля­ни­ки, вы­рос­шей из ро­зо­вых пло­дов? Вы­пол­ня­ем за­пись (рис. 2).
Потомство от скрещивания двух растений земляники, имеющей  розовые плоды
Рис. 2. Потомство от скрещивания двух растений земляники, имеющей  розовые плоды  
Ро­ди­тель­ские ор­га­низ­мы яв­ля­ют­ся ге­те­ро­зи­го­та­ми Аа. Они об­ра­зу­ют два типа гамет.
Во время опло­до­тво­ре­ния могут по­лу­чить­ся сле­ду­ю­щие по­том­ки:
-      АА будет иметь крас­ную окрас­ку пло­дов;
-      Аа – ро­зо­вую окрас­ку пло­дов;
-      аа – белую окрас­ку пло­дов.
В потом­стве мы на­блю­да­ем рас­щеп­ле­ние: один ор­га­низм имеет до­ми­нант­ный при­знак, два ор­га­низ­ма имеют про­ме­жу­точ­ный при­знак и один ор­га­низм – ре­цес­сив­ный при­знак. Такое рас­щеп­ле­ние от­ли­ча­ет­ся от мен­де­лев­ско­го, од­на­ко все осталь­ные за­ко­но­мер­но­сти со­блю­де­ны, по­это­му хо­чет­ся от­ме­тить, что при непол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии за­ко­ны Мен­де­ля про­дол­жа­ют ра­бо­тать, раз­ни­ца лишь в фе­но­ти­пи­че­ских про­яв­ле­ни­ях.
Оста­но­вим­ся на прак­ти­че­ских ас­пек­тах ге­не­ти­ки. Пред­ставь­те себе такую си­ту­а­цию: на ферме име­ет­ся стадо коров, где одни особи имеют чер­ную окрас­ку шер­сти, а дру­гие – крас­ную окрас­ку шер­сти, в стаде есть бык с очень хо­ро­ши­ми экс­те­рьер­ны­ми ка­че­ства­ми, он имеет чер­ную окрас­ку (рис. 3).
Стадо коров с черным быком
Рис. 3. Стадо коров с черным быком  
Проверить, яв­ля­ет­ся ли это жи­вот­ное го­мо­зи­го­той или ге­те­ро­зи­го­той, какое потом­ство ожи­дать от та­ко­го быка можно при помощи ана­ли­зи­ру­ю­щего скре­щи­ва­ния.
Ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние – это такой тип скре­щи­ва­ния, при ко­то­ром ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм с до­ми­нант­ным про­яв­ле­ни­ем фе­но­ти­па скре­щи­ва­ют с осо­бью, го­мо­зи­гот­ной по ре­цес­си­ву. В слу­чае если в потом­стве не на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ния, можно го­во­рить, что ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был до­ми­нант­ным. А вот если в потом­стве на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ние в со­от­но­ше­нии 1:1, зна­чит, ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был ге­те­ро­зи­гот­ным.
Рас­смот­рим схему этого скре­щи­ва­ния, чтобы окон­ча­тель­но разо­брать­ся в этом во­про­се (рис. 4).
Схема скрещивания
Рис. 4. Схема скрещивания  
А – это чер­ная масть, а – крас­ная масть. Рас­смот­рим два ва­ри­ан­та. В пер­вом слу­чае ис­сле­ду­е­мый ор­га­низм был до­ми­нант­ной го­мо­зи­го­той АА, скре­щи­ва­ем его с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той аа (рис. 5).
Скрещивание с доминантной гомозиготой АА
Рис. 5. Скрещивание с доминантной гомозиготой АА (Источник
Пер­вый ор­га­низм дает га­ме­ты А, вто­рой – толь­ко га­ме­ты а. Зна­чит, в пер­вом по­ко­ле­нии по­том­ки будут иметь ге­но­тип Аа, то есть все будут чер­ной масти.
Вто­рой слу­чай: пер­вый ор­га­низм яв­ля­ет­ся ге­те­ро­зи­го­той Аа, скре­щи­ва­ем его с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той аа (рис. 6).
Скрещивание с гетерозиготой Аа
Рис. 6. Скрещивание с гетерозиготой Аа 
Пер­вый ор­га­низм может дать два типа гамет – А и а. Вто­рой ор­га­низм – один тип гамет а. В ре­зуль­та­те опло­до­тво­ре­ния могут по­лу­чить­ся ор­га­низ­мы Аа – это жи­вот­ные, име­ю­щие чер­ную масть, и аа – животные, имеющие красную масть.
Хо­чет­ся под­черк­нуть, что если мы рас­смот­рим ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, осо­бен­но если оно свя­за­но с жи­вот­ны­ми, то од­но­го по­том­ка будет недо­ста­точ­но для того, чтобы точно опре­де­лить ге­но­тип. Необходимо будет про­ве­сти несколь­ко скре­щи­ва­ний и по­лу­чить боль­шое число по­том­ков от этого жи­вот­но­го, Мен­дель го­во­рил о зна­че­нии ста­ти­сти­че­ских за­ко­но­мер­но­стей в ге­не­ти­ке.
Мы  по­зна­ко­ми­лись с двумя но­вы­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми – это непол­ное до­ми­ни­ро­ва­ние и  ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, которые с успехом применяются в животноводстве и  селекции.
Внимательно изучив теоретический материал, можем приступать к практическому применению его в решении задач. Распределим задачи следующим образом: Новиков - задача 6; Епифанов - задача 7; Концур - задача 4; Музыка - задача 8; Макаренко и Детковский - задача 5; Яворский и Овдий - задача 3; Волков и Забелин  - задача 2 и Киблицкий.- задача 1.
 Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.
Задача 2.
У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.
Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.

Задача 3. У львиного зева при скрещивании растений с широкими листьями образуются широкие листья, при скрещивании растений с узкими листьями образуются узкие листья. При скрещивании растения с широкими листьями с растением с узкими листьями образуются листья с промежуточной шириной. Каковы будут фенотипы и генотипы потомства при скрещивании двух растений с листьями промежуточной ширины? Какой вид скрещивания? Какая закономерность проявляется в данном случае?

Задача 4. Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) по- 
лучаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание
между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок - темное.
1. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых
норок с белыми?
2. На звероферме от скрещивания кохинуровых норок получено
потомство 74 белых, 77 черных и 152 кохинуровых.
Сколько особей из них и какие будут гомозиготными?

Задача 5. У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. У львиного зева обычная форма цветка неправильная, (т.е зигоморфная) полностью доминирует над пилорической (правильной формой, т.е актиноморфной). Какое потомство получится от двух дигетерозиготных растений? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

Задача 6. При скрещивании пёстрой хохлатой курицы (В) с таким же петухом было получено 8 цыплят: 4 цыплёнка пёстрых хохлатых, два белых (а)хохлатых и два чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните характер наследования и появления особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Задача 7. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

Задача 8. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи и обоснуйте ответ.

ФОТО С КОНСПЕКТОМ И РЕШЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРИСЛАТЬ НЕ ПОЗДНЕЕ 17.00  10.04.20 
zadoenko1987@gmail.com 

Комментариев нет:

Отправить комментарий