четверг, 2 апреля 2020 г.

03.04.2020 Элективный курс по биологии 10 класс


Здравствуйте, уважаемые десятиклассники!
Сегодня у нас элективный курс по биологии, где мы будем продолжать закреплять свои знания по генетике в решении задач.
Записываем число и «классная работа» в своих рабочих тетрадях.
Напомню вам, что мы изучили моно- и дигибридное скрещивание по классическим законам Менделя.
Генетическая символика
P
родители
F
поколение
G
гаметы
материнский организм
отцовский организм
х
скрещивание
A
доминантный ген
a
рецессивный ген
AA
aa
гомозиготы по доминантному
или рецессивному признаку
Aa
гетерозигота

Классические законы Менделя

                                                                        
    













Обратите внимание: в решении задачи на цвет глаз у человека применена неправильная символика. Укажите ошибки и исправьте их.


Пользуясь схемами  моногибридного и дигибридного скрещивания, решаем задачи: Новиков Н., Епифанов В., Концур В. и  Музыка Д. - номера 1.6, 1.7, 2.3 и 2.4; остальные - 1.4, 1.5, 2.1 и 2.2. Задание на дом то, что и в классе - продолжаем решать задачи.
Задачи на моногибридное скрещивание 
1.4 У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните:
1) Сколько типов гамет образуется у женщины?
2) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
5) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
1.5 В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы всех членов этой семьи?
1.6 Так называемый «белый локон» или седая прядь у человека наследуется как доминантный признак. Какова вероятность рождения детей без «белого локона», если родители имели «белый локон» и были гетерозиготными по этому признаку?
1.7 У морских свинок ген мохнатой шерсти доминирует над геном гладкой шерсти. От скрещивания мохнатой свинки с гладкой было получено 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Какое потомство может быть получено при скрещивании двух мохнатых морских свинок из потомства?
Задача. "В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?"



Рождение у кареглазых родителей голубоглазого ребенка свидетельствует о рецессивности голубой окраски глаз, соответственно рождение у праворуких родителей леворукого ребенка указывает на рецессивность лучшего владения левой рукой по сравнению с правой. Введем обознанения аллелей: А - карие глаза, а - голубые глаза, В - правша, в - левша. Определим генотипы родителей и детей:
Р
АаВв х АаВв
F,
А_вв, ааВ_


А_вв - фенотипический радикал, который показывает, что данный ребенок с левша с карими глазами. Генотип этого ребенка может быть - Аавв, ААвв.

Дальнейшее решение этой задачи осуществляется традиционным способом, путем построения решетки Пеннета.
АВ
Ав
аВ
Ав
АВ
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
Ав
ААВв
ААвв
АаВв
Аавв
аВ
АаВВ
АаВв
ааВВ
АаВв
ав
АаВв
Аавв
ааВв
Аавв
Подчеркнуты 9 вариантов потомков, которые нас интересуют. Всего возможных вариантов 16, поэтому вероятность рождения ребенка, похожим на своих родителей равна 9/16.

Задачи на дигибридное скрещивание
2.1. У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
2.2. У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости (В) доминантен по отношению к гену нормального зрения (b), а ген кареглазости (С) доминирует над геном голубоглазости (с). Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого с нормальным зрением ребенка?
2.3. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей?
2.4. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков расположены в разных аутосомах. От скрещивания раннеспелых растений нормального роста между собой получили 22372 растения. Из них гигантских оказалось 5593, и столько же позднеспелых. Определить, сколько было получено растений, одновременно имеющих признаки позднего созревания и гигантского роста.
zadoenko1987@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий