понедельник, 30 марта 2020 г.


31. 03.2020 г.
1-й урок Биология 7 класс
Добрый день‚ дорогие семиклассники!
Мы с вами продолжаем изучение биологии животных и познакомимся сегодня с классом млекопитающих. Итак‚ открываем ваши рабочие тетради по биологии и записываем число‚ «классная работа» и тему урока: «Класс Млекопитающие или Звери».
Внимательно прочитайте материал § 55 вашего учебника‚ рассмотрите схемы и  рисунки.
Дайте  письменный ответ на вопросы 1-2 на с. 215 – это и есть ваш краткий конспект на сегодня.
А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу. Её необходимо оформить на двойном листе в клеточку. Подписываем титульный лист:
Лабораторная работа 9
по биологии
(дистанционное обучение)
ученика(цы) 7 - …  класса
ГОУ ЛНР ……………….
Ф.И. учащегося
Дальше открываем лист‚ пишем число‚ вид работы‚ тему и т.д. до теоретических сведений. Сведения читаем внимательно и потом выполняем задания и оформляем работу:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающего
Цель: изучить особенности внешнего строения, скелета и зубной системы представителей класса Млекопитающие.
Оборудование и материалы: скелет млекопитающего, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.
Теоретические сведения
Млекопитающие – это наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита. В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Рис.1 Внешнее строение млекопитающего
Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Волосяной покров состоит из разных типов волос:
- ость (остевые волосы) — длинные, тонкие, но прочные волосы;
- подшерсток — короткие и пушистые волосы, расположенные под остевыми;
- вибриссы — жёсткие и длинные волосы, которые образуют брови и усы (служат органом осязания).


Рис.2 Типы волос млекопитающего
У одних животных шерстный покров состоит из ости (олень); у других — из подшерстка (крот); у третьих — из ости и подшерстка (нутрия, куница).
 Все звери периодически линяют. При этом у них изменяется густота меха (зимний мех имеет больше подшерстка), а у некоторых и окраска (белка обыкновенная зимой бывает серебристо серой, а летом — рыжей).
Есть животные, у которых остевые волосы видоизменены в иглы (ежи, дикобразы). На некоторых участках тела вместо шерсти могут быть другие роговые образования: чешуйки, присоски, когти и ногти, мозоли, рога и копыта.
В коже млекопитающих расположены разнообразные железы: сальные, потовые, пахучие и млечные.
Скелет млекопитающих
Скелет млекопитающих подразделяется на череп, позвоночник, скелет поясов конечностей и кости самих конечностей. Череп этих животных состоит из мозговой коробки и лицевой части. Среди костей лицевой части выделяются верхняя и нижняя челюсти, несущие зубы. Зубы неоднородны, а разделяются на резцы, клыки и коренные, которые в свою очередь разделяются на истинные, или большие коренные, и на ложные, или малые коренные.
Позвоночник состоит из шейного (как правило, содержащего 7 позвонков), грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов. Позвонки крестцового отдела срастаются, позвонки других отделов остаются свободными. Это обусловливает гибкость тела млекопитающих.
Пояс передних конечностей состоит из двух пар костей: плоских лопаток и ключиц. Вороньи кости, хорошо развитые у пресмыкающихся и птиц, у млекопитающих превращаются в отростки лопаток. Пояс задних ног образован тремя парами костей: седалищными, лобковыми и подвздошными. Они срастаются с крестцом, образуя костное кольцо таза. К сочленовной ямке лопаток причленяются массивные плечевые кости, а к плечевым — кости предплечья (локтевые и лучевые). Заканчиваются передние конечности   кистью.
Скелет задних ног состоит из бедренной кости, большой и малой берцовой костей голени и костей стопы.


Рис.3  Скелет собаки
Зубы у млекопитающих различаются по строению и функциям. Зубы размещаются в специальных альвеолах (ячейках), и могут делиться на коренные, подкоренные, клыки и резцы по строению и типу выполняемых функций. Почти у всех млекопитающих сначала вырастают молочные зубы, которые не имеют корней. Затем молочные зубы сменяются постоянными, имеющими корни. Этот процесс происходит один раз в жизни. Состоят зубы из прочной ткани – остеодентина, покрытого эмалью.
Характер питания млекопитающих предопределяет зубную систему у животного. Хищники имеют хорошо развитые клыки, в верхней челюсти имеется последний ложнокоренной зуб, а в нижней – первый коренной, которые имеют острую конусовидную форму.
Большинство растительноядных млекопитающих совсем не имеют клыков. У жвачных млекопитающих нет резцов на верхней челюсти. Грызуны имеют резцы, у которых нет корней, благодаря чему стачиваемые о дерево и растения резцы могут расти всю жизнь. Более того, постоянное стачивание резцов о дерево или растения способствует большему затачиванию зубов. У хищных зверей зубы имеют режущую поверхность, всеядные имеют зубы с бугристой поверхностью, а жвачные – зубы с лунчатой.




   



               




Рис.4 Типы зубов млекопитающего
Ход работы
І. Выполните задания.
1. Изучите общий план строения тела млекопитающего. Определите отделы тела.



2. Перечислите, какие органы расположены на голове млекопитающего? Какое значение они имеют для млекопитающих? Подпишите их на рисунке.

1
2
3
4
5






3. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
4. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.  Подпишите рисунок. 

1
2
3



5. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните её значение для животного.
6. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.

ІІ. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1. Какие черты приспособленности к среде обитания во внешнем строении имеются у млекопитающих?
2. Почему млекопитающие в холодную погоду сворачиваются клубочком и поднимают шерсть?
3. Найдите черты сходства и отличия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся. Чем это можно объяснить?
Листы с выполненной работой нужно сдать (об этом сообщат дополнительно)


Домашнее задание: повторить § 55 и выполнить письменно задания 1-2 на с.215.


Комментариев нет:

Отправить комментарий