31. 03.2020 г.
3-й урок Биология
8 класс
Добрый день‚
дорогие ребята!
Мы с вами продолжаем изучение биологии человека и познакомимся сегодня с
одной из важнейших сенсорных систем нашего организма – зрительным анализатором.
Итак‚ открываем ваши рабочие тетради по биологии и записываем число‚ «классная
работа» и тему урока: «Сенсорные
системы. Зрительный анализатор».
Внимательно
прочитайте материал § 45 вашего учебника‚ рассмотрите схемы и рисунки.
Дайте краткий
письменный ответ на вопрос 1 на с. 197 – это и есть ваш краткий конспект на
сегодня.
А теперь вам
предстоит выполнить лабораторную работу. Её необходимо оформить на двойном
листе в клеточку. Подписываем титульный лист:
Лабораторная работа 4
по биологии
(дистанционное обучение)
ученика(цы) 8 класса
ГОУ ЛНР ……………….
Ф.И. учащегося
Дальше открываем лист‚ пишем число‚ вид работы‚ тему и т. д. до
теоретических сведений. Сведения читаем внимательно и потом выполняем задания и
оформляем работу:
лабораторная работа № 4
Строение и
работа органа зрения
Цель: изучить
строение глаза, научиться определять способность глаза к аккомодации и реакцию
на интенсивность света, доказать наличие слепого пятна.
Оборудование и
материалы: лист белой бумаги с отверстием посередине и написанным вдоль линии
отверстия буквами, рисунок для определения слепого пятна.
Теоретические сведения
Части глаза
|
Строение
|
Функции
|
Оболочки глаза
|
||
Белочная оболочка
|
Внешняя плотная оболочка, состоящая из соединительной ткани
|
Защита глаза от механических и химических воздействий
|
Сосудистая оболочка
|
Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами
|
Питание глаза
|
Сетчатка
|
Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов
|
Восприятие света
|
Оптическая система глаза
|
||
Роговица
|
Прозрачная передняя часть белочной оболочки
|
Преломляет лучи света
|
Водянистая влага
|
Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей
|
Пропускает лучи света
|
Радужная оболочка
|
Передняя часть сосудистой оболочки
|
Содержит пигмент, придающий цвет глазу
|
Зрачок
|
Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами
|
Регулирует количество света, поступающее в глаз
|
Хрусталик
|
Двояковыпуклая линза, окруженная ресничной мышцей
|
Преломляет и фокусирует лучи света на сетчатке глаза, обладает
аккомодацией
|
Стекловидное тело
|
Прозрачное тело в состоянии коллоида
|
Заполняет глазное яблоко. Пропускает лучи света
|
Световоспринимающая система глаза
|
||
Фоторецепторы
|
Расположены на сетчатке глаза в виде палочек и колбочек. Напротив зрачка
расположено желтое пятно – место наилучшего видения. Место выхода зрительного
нерва из сетчатки не имеет фоторецепторов и называется слепое пятно
|
Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки – цвет
(цветовое зрение)
|
Зрительный нерв
|
Нервные клетки коры, от которых начинаются волокна зрительного нерва,
соединены с отростками фоторецепторных нейронов
|
Воспринимает возбуждение и передает в зрительную зону коры головного
мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительного образа
|
Ход работы
I. Выполните задания.
1. Возьмите заготовленный лист белой бумаги с отверстием посередине,
диаметр отверстия 1 см, по краям которого написаны буквы.
2. Лист держите на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а
через отверстие была бы видна и доска (монитор компьютера) с написанным на ней
текстом или рисунком. Второй глаз закрыт.
3. Прочитайте надпись на доске (мониторе). Какими кажутся буквы на листе бумаги вокруг
отверстия?
4. Посмотрите на буквы, написанные на листе бумаги. Почему буквы на листе
видны четко, а изображенные на доске – расплывчатыми.
5. Исследование реакции зрачка на свет выполняется в парах.
Испытуемый становится лицом к источнику света. Второй учащийся определяет
величину зрачка испытуемого. Какова их величина? Одинаковы ли они? Затем
испытуемый закрывает один глаз ладонью. Как при этом изменяется зрачок
открытого глаза? После этого испытуемый открывает глаз. Отметьте, изменится ли
диаметр зрачка. Почему?
Испытуемый закрывает глаза на 30 сек, а затем открывает. Как изменяются
зрачки? Опишите реакцию зрачков на свет.
6. Проведите опыт по выявлению слепого пятна на сетчатке глаза.
На черном фоне
изображен белый круг и белый крестик. Закройте правый глаз, а левым внимательно
смотрите, не отводя взгляд, на крестик. Медленно отодвигайте рисунок от глаза,
пока белый круг не исчезнет из поля зрения. Почему исчезло изображение круга? Подпишите на рисунке местоположение слепого и
желтого пятна.
II. Запишите общий вывод, ответив
на вопросы:
1. Какая структура глаза формирует аккомодацию?
2. Какие свойства хрусталика обеспечивают аккомодацию глаза?
3. Какую форму приобретает хрусталик, когда мы смотрим вдаль и какую при
взгляде на близкие предметы?
4. Какова реакция зрачка на свет и почему?
5. Что такое слепое пятно? Каковы причины его образования?
Полные ответы на вопросы и будут
вашим выводом к работе.
Написанную лабораторную нужно сдать к концу недели (классный руководитель
потом сообщит - как и когда).
Домашнее задание: повторить § 45 и выполнить письменно задания 1-2 на с. 197.
Комментариев нет:
Отправить комментарий