вторник, 31 марта 2020 г.

01.04.2020 г. Биология 10 класс

Добрый день, уважаемые десятиклассники!

Мы продолжаем с вами изучение общей биологии и сегодня рассмотрим 3-й закон Менделя на примере дигибридного скрещивания.
В ваших рабочих тетрадях по биологии записываем число, "классная работа" и тему урока: "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя". 

Сейчас изучаем параграф 33, записываем определение дигибридного скрещивания, формулировку закона независимого расщепления (третьего закона Менделя). Обратите особое внимание на решётку Пеннета.
Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтальной – другого. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.
Решетка Пеннета
А – желтая окраска семян (ж),
а – зеленая окраска семян (з),
В – гладкая поверхность семян (г),
b – морщинистая поверхность семян (м).
Гаметы:
   AB 
   Ab 
   aB 
   ab 

 AB
AABB
ж. г.
AABb
ж. г.
AaBB
ж. г.
AaBb
ж. г.
 Ab
AABb
ж. г.
Aabb
ж. м.
AaBb
ж. г.
Aabb
ж. м.
 aB
AaBB
ж. г.
AaBb
ж. г.
aaBB
з. г.
aaBb
з. г.
 ab
AaBb
ж. г.
Aabb
ж. м.
aaBb
з. г.
aabb
з. м.
A*bb – желтая морщинистая
ааB* – зеленая гладкая
aabb – зеленая морщинистая
A*B* – желтая гладкая

Тот факт, что признаки наследуются независимо друг от друга, значительно упрощает решение задач на дигибридное скрещивание. Оно сводится к тому, чтобы абстрагироваться от второго признака и два раза решить задачу на моногибридное скрещивание.

А далее попрактикуемся в решении задач.
Возьмите двойной лист в клеточку и подпишем его:

Практическая работа 2
по биологии
(дистанционное обучение)
ученика(цы) 10 класса
ГОУ ЛНР ..............................................
Ф.И. учащегося

Открываем лист и пишем число, практическая работа 2, название, цель и т. д.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Решение элементарных генетических задач
Цель: научиться решать элементарные генетические задачи на основе предложенных данных.
Ход работы
І. Выполните задания.

Ниже приведены условия задач. Составьте к каждой из них схему скрещивания и решите их. Укажите генотипы и фенотипы организмов.
Для Новикова Н. - задачи задачи 4‚ 6‚ 9;
для Епифанова В и  Концура В. - задачи  3‚ 5‚ 8;
для остальных - 1‚ 2 и 7.
1. У лис рыжая окраска доминирует над платиновой. На ферме скрестили платинового лиса с  рыжей лисой. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания, если ранее у  этой рыжей лисы рождался платиновый лисенок?
2. У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?
3. В браке глухонемой женщины с мужчиной, который имеет нормальный слух, родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей, если глухонемота -рецессивный признак.
4. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Черная самка скрещивалась с коричневым самцом. Было получено 15 черных и 13 коричневых щенков. Определите генотипы родителей  и потомков.
5. У тыквы белая окраска цветков доминирует над желтой, а дисковидная форма над шаровидной. Скрещивается  дигетерозигота с белыми цветками и дисковидной формой с дигомозиготой с  желтыми цветками и шаровидной формой. Какие будут потомки  при данном скрещивании?
6.  У томата красная окраска плодов  доминирует над желтой, а дисковидная форма над шаровидной. Скрещивается  дигетерозигота с красными плодами  и дисковидной формой с дигомозиготой с  желтыми плодами  и шаровидной формой. Какие будут потомки  при данном скрещивании?
7. Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки? Какое потомство следует ожидать от скрещивания гибридов первого поколения?
8. У коров ген, определяющий большие глаза доминирует над геном, определяющим маленькие глаза. А ген, определяющий карие глаза, доминирует над геном черных  глаз. Скрестили чистые линии животных: большеглазую кареглазую корову с черноглазым быком с маленькими глазами. Какое следует ожидать поколение от этого скрещивания? Какими будут потомки от скрещивания гибридов первого поколения?

9. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?
II. Оформите решение задач по всем правилам с использованием генетической символики.
Листики с выполненной работой сдайте к концу недели.

Домашнее задание: проработать параграф 33 и решить задачу 5 на с.155.

1 комментарий: