вторник, 5 мая 2020 г.

06.05.20. Биология 11 класс

Уважаемые  одиннадцатиклассники!

У нас сегодня практическая работа. Берём двойной лист в клеточку и подписываем титульный. Открываем лист и записываем число, практическая работа, название, цель, оборудование, ход работы. Ознакомьтесь с теоретическим материалом и выполняйте работу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Цель: проанализировать последствия влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду Луганщины, выявить глобальные экологические проблемы региона и пути их решения.
Оборудование и материалы: информационный материал «Глобальные экологические проблемы».

Теоретические сведения

Глобальные экологические проблемы
Экологическая проблема №1. Загрязнение воды.
На реке Северский Донец введены в строй боле, чем достаточно экологически очень опасных объектов, в числе которых рубежанский «Краситель», северодонецкий «Азот», лисичанский нефтеперерабатывающий заводы, Луганская ГРЭС. В результате деятельности этих предприятий в этой главной водной артерии региона многие рыбы сократили свои ареалы и численность, стали редкими или совсем исчезли. Неодолимой преградой на путях нерестовых и зимовальных миграций промысловых и других рыб является построенная без учета природоохранных требований, глухая, лишенная эффективных рыбопропускных сооружений плотина Луганской ГРЭС.
Деятельность человека довела р. Лугань до губительного состояния. Серьезной причиной падения уровня реки является заиливание, появление отмелей (в черте г. Зимогорье - 7 таких искусственных островов, на которых растут вербы).
Самая сложная ситуация в области - с питьевой водой. Основным источником хозяйственного и питьевого водоснабжения являются подземные воды. Из разведанных запасов пресной воды ГОСТу «Питьевая вода» отвечают только 14%. Огромный вред водоемам наносит коммунальное хозяйство. Только 8% стоков можно считать очищенными. Перегрузка Вергунских очистных сооружений может вывести из строя 4-й водозабор, питающий г. Луганск, что приведет к широкомасштабному экологическому бедствию. Подача питьевой воды по графику вследствие ее дефицита усиливает угрозу ее бактериального загрязнения.
В водоемы после дождей стекают хранящиеся во многих хозяйствах под открытым небом ядохимикаты и минеральные удобрения, отравляя все живое.
Мониторинг состояния поверхностных вод
Наблюдения с разной периодичностью проводятся по основным водным объектам (реки Северский Донец, Лугань, Белая, Ольховая, Большая Каменка, Ровенек, Кундрючья, Ломоватка, Камышеваха, Лозовая, Миус, Крепенькая, Нагольная; водохранилища Должанское,  Бирюковское, Яновское, Елизаветинское и Исаковское).
Основными загрязнителями водных объектов Луганщины являются объекты горнодобывающей промышленности, а также предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
Для шахтных вод, откачивающихся на поверхность в процессе добычи угля, характерно высокое содержание минеральных солей. Соответственно, при сбросе шахтных вод в реки, в последних будет наблюдаться повышение содержания загрязняющих веществ группы минерализации.
Для сравнения состояния поверхностных водных объектов были выбраны реки Большая Каменка, Белая, Миус, на которые непосредственно, а также через их притоки, приходится основная антропогенная нагрузка угледобывающих предприятий.
Анализ динамики загрязнения наглядно показывает, что уровень загрязнения рек Большая Каменка, Белая и Миус в 2017 году остается на таком же уровне, как и в 2013, несколько улучшившись по содержанию сульфатов и железа.
Самым большим населенным пунктом Республики является город Луганск. Коммунально-бытовые, а также ливневые стоки города поступают в реку Лугань.
Для сравнения были приняты усредненные данные о состоянии реки в границах города Луганск за 2013 и 2017 годы.
Как видно из приведенных диаграмм, качество воды в реке Лугань в 2017 году по сравнению с 2013, улучшилось практически по всем показателям.
Экологическая проблема №2. Загрязнение атмосферы.
Луганщина - один из самых неблагоприятных по экологическим условиям регионов. На территории региона расположено около 1500 предприятий и организаций угольной, металлургической, машиностроительной, химической и нефтехимической промышленности, энергетики. 123 предприятия используют в технологическом процессе около сорока тыс. тонн разнообразных сильнодействующих веществ. В атмосферу выбрасываются ежегодно около 700 тыс. тонн загрязненных веществ трехсот наименований, более трех четвертей их - не очищены.
Высокий удельный вес промышленности в хозяйственном комплексе региона, недостаточное оснащение предприятий пыле-, газоулавливающими устройствами привело к снижению в воздушном бассейне содержания кислорода и повышению количества токсических веществ, особенно в районе  Алчевско-Стахановского, Краснолучско-Антрацитовского, Свердловско-Ровеньковского экономических узлов, где воздух перенасыщен сернокислыми газами, двуокисью азота, окисью углерода, фенолом, аммиаком, коксовым газом и т.п.
Основные загрязнители воздуха на Луганщине - Алчевский металлургический комбинат, Стахановский завод технического углерода, Алчевский и Стахановский коксохимические заводы. Пылегазоочистительное оборудование на них изношено либо устарело. Ядовитые газы уходят прямиком в небо. Большинство предприятий не имеет требуемых санитарно-защитных зон (т.е. люди не отселены из мест, где нарушена экология. Исключение - Алчевский меткомбинат).
Наравне с промышленностью воздух отравляет автотранспорт. Предприятия, имеющие его (Стахановский завод ферросплавов, Алмазнянский метзавод), не имеет оборудования для контроля за содержанием вредных веществ в отработанных газах.
Луганск входит в число городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой. Одним из загрязняющих элементом окружающей среды являются соли тяжелых металлов, источник которых, в основном - отходы гальванического производства. В городе гальванических участков и цехов около 40, в регионе - более 60. Опасность, которую представляют тяжелые металлы для организма человека, оставляет далеко позади такие факторы, как радиоактивные, химические удобрения, разливы нефти.
Ввиду сложного состава эти отходы не всегда можно переработать так, чтобы таких отходов не было. Необходимо провести полный экологический анализ существующего производства, подобрать технологии, снижающие количество тяжелых металлов в отходах в десятки раз. Для этого достаточно немного реконструировать линию гальванического производства. А если централизовать гальваническое производство (иметь вместо 40 цехов 10), то вредных отходов практически не будет. Работать по мало- и безотходным технологиям будет для предприятия прибыльно.
Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществляется в 19 населенных пунктах. В городах Луганске и Алчевске работают 9 стационарных постов наблюдения, в остальных населенных пунктах – 48 передвижных постов.
Субъектами мониторинга отмечается общая тенденция уменьшения удельного веса проб атмосферного воздуха в населенных пунктах, которые превышают предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ (рис.3).
Рис 3. Удельный вес проб атмосферного воздуха, превышающий предельно-допустимые концентрации
При этом в большинстве населенных пунктов Луганщины превышений ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не выявлено. Превышения концентраций диоксида азота, диоксида серы, фенолов, сероводорода и пыли наблюдались в Алчевске при этом удельный вес проб, превышающий ПДК по сероводороду в 2016 году составил 0,42%, а в 2012 – 9,06%; по пыли в 2016 – 1,80%, в 2012 – 9,09%; фенолу в 2016 – 3,20%, в 2012 – 4,50%; азота диоксиду в 2016 – 1,20%, в 2012 – 2,27%.
Результаты вышеприведенного анализа свидетельствуют о том, что экологическая ситуация с 2012-2016 год не только не ухудшилась, но и отмечаются существенные изменения в положительную сторону.
Эффективная система наблюдения и контроля позволяет выявлять и предотвращать негативные изменения в компонентах окружающей среды на ранних стадиях, до того как ситуация примет необратимый характер экологического бедствия
Экологическая проблема №3. Загрязнение почвы.
Сельскохозяйственная освоенность Луганщины составляет более 80%. Это нарушило экологическое равновесие между отдельными видами угодий - лугами и пастбищами, пашней, лесами, болотами и водными экосистемами. Почвы региона подвержены водной и ветровой эрозии. Склоны круче 3-х градусов эрозированы более, чем на 80%. Масштабность проблемы необратимой деградации почв ставит под угрозу обеспечение населения продовольствием. На разрушенных почвах, а их на Луганщине более половины, постепенно снижается урожайность сельскохозяйственных культур от 10 до 50 и более %.
В сельскохозяйственных предприятиях региона хранится более 100 тонн непригодных и неизвестных химических средств защиты растений (в помещениях без крыш).
Состояние городских свалок напрямую влияет на эпидемиологическую обстановку населенных пунктов, подчас свалки начинают свое пагубное влияние на почву, подземные источники питьевой воды, реки, загрязняют воздух. Бытовые отходы Луганска вывозятся на полигон твердых бытовых отходов возле г.Александровска, где сложилось катастрофическое положение. В Алчевске такие крупные предприятия, как заводы крупнопанельного домостроения, железобетонных изделий, строительных материалов, не имеют площадей для размещения производственных и бытовых отходов.
Тревогу вызывает состояние городских свалок, где отходы не сортируются. В городах добавилась проблема утилизации упаковок мелкоштучного товара, в огромных количествах завозимого челночным бизнесом. Просроченные продукты питания, попадающие к нам из-за рубежа, тоже считаются отходами, поэтому наносят двойной вред там, где сбываются.
Экологическая проблема №4. Закрытие и затопление шахт.
Источником повышенной радиации и вреднейших для человека химических образований (плавиковой кислоты) являются шахтные терриконы, доменные печи. Непредсказуемы последствия закрытия шахт и их затопления без научного обоснования.
1. В результате совокупного действия негативных факторов при закрытии шахт проявляется устойчивый рост площадей территорий с активным развитием процессов подтопления жилищно-коммунальных и промышленных объектов, сельхозугодий, коммуникационных объектов, транспортных магистралей и т.д.
2. Как следствие этого активизируются процессы загрязнения поверхностных и подземных вод, оседания дневной поверхности, накопления потенциальной энергии в затопленных горных выработках с формированием гидрогеомеханических напряжений и снижением стойкости породных массивов.
3. Одновременно меняется структура потоков взрывоопасных газов, что может усложнить газогеохимические условия действующих шахт и прилегающих промышленно-городских агломераций.
4. Практически повсеместное геохимическое загрязнение ландшафтов промышленно-городских и сельскохозяйственных районов, выражающееся в росте концентраций тяжелых металлов, нефтепродуктов и др. в почвах, снежном покрове, донных отложениях.
5. Происходит устойчивое повышение минерализации и загрязнения нитратами, тяжелыми металлами подземных и поверхностных вод.
6. Проявляется на отдельных участках радиохимического загрязнения уран - радийсодержащими минералами грунтов и подземных вод, в основном, в зонах влияния шламонакопителей.
7. Дальнейший рост числа закрытых шахт в регионе и расширение площадей, где интенсивно развиваются процессы техногенных изменений окружающей природной среды, обусловливают необходимость проведения следующих мероприятий:
– опережающая оценка влияния закрытия шахт на экологическое состояние окружающей среды;
– выявление участков потенциального подтопления и затопления мест складирования жидких и твердых отходов, геохимического загрязнения ландшафтов (промплощадки, терриконы и др.);
– разработка на основе опережающих прогнозов бассейновых и территориальных схем управления уровневым режимом подземных вод;
– разработка регионального прогноза изменения качества подземных вод с целью обоснования состава мероприятий по их охране и повышению экологической устойчивости систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
– создание прогнозных моделей изменения окружающей природной среды, подготовка рекомендаций для принятия решений по предотвращению экологических катастроф;
– усовершенствование систем мониторинга на локальном и региональном уровнях, в первую очередь, геологической среды (уровневого и гидрогеохимического режимов подземных вод, опасных геологических процессов, миграции метана и др.);
– утилизация техногенных отходов, являющихся, с одной стороны, фактором вредного воздействия на окружающую среду и, с другой стороны, нетрадиционным источником ряда дефицитных полезных компонентов;
– для решения проблем, связанных с последствиями закрытия шахт, более широко использовать потенциал научных, проектных и производственных организаций;
– обеспечение финансирования природоохранных мероприятий по изучению, предупреждению и ликвидации последствий массового закрытия шахт из бюджетов различных уровней.
Экологическая проблема №5. Сохранение биоразнообразия.
Неблагоприятная экологическая ситуация в старопромышленных регионах, продолжающийся отвод территорий под хозяйственные нужды, ведут, с одной стороны, к изменению объема и структуры особо охраняемых природных территорий, а с другой – к уменьшению рекреационного благополучия территории.

Природно-заповедный фонд Луганщины в целом состоит из 169 объектов, которые размещаются на площади более 89 тысяч гектаров, из них общегосударственного значения – 7 объектов площадью 13 тысяч 731 га, местного – 162 объекта площадью – 75 тысяч 408 га. Отношение площади природно-заповедного фонда к площади Луганщины составляет 3,34%. Для Луганщины показатель оптимального количества охраняемых территорий с заповедным статусом должен составлять не менее 5%.

Система особо охраняемых природных территорий старопромышленных районов Луганщины представлена филиалом Луганского заповедника – Провальская степь, заказниками, памятниками природы, памятниками садово-паркового искусства и заповедными урочищами. Общая площадь ООПТ юга Луганщины составляет 19684,356 га (около 2% территории), показатель же оптимального количества охраняемых территорий с заповедным статусом должен составлять не менее 5%.
Среди административных районов более высоким удельным весом ООПТ отличаются: Лутугинский, Антрацитовский, Перевальский, Краснодонский районы.
Много проблем по лесным ресурсам. По возрасту и состоянию большинство дубовых насаждений подлежит сплошным рубкам. При этом идет смена ценных пород на менее ценные. Большие площади лесов погибают в результате действия водозаборов (понижается уровень грунтовых вод).
Каждый 4-й вид флоры региона встречается тут уже крайне редко и в единственном экземпляре. Из 1500 видов высших растений, 300 относится к числу охраняемых. Из 428 видов позвоночных , 70 внесены в Красную книгу.
В 2016 году создана Красная книга ЛНР, в которую внесены: 51 вид растений и 90 видов животных.
Ход работы
I. Выполните задания.
1. Прочитайте текст раздела «Теоретические сведения».
2. Заполните таблицу:
Экологические проблемы
Причины возникновения проблемы
Пути решения экологических проблем
1.Загрязнение воды


2.Загрязнение атмосферы


3.Загрязнение почвы


4.Закрытие и затопление шахт


5.Сохранение биоразнообразия



II.Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1. Какие экологические проблемы, по вашему мнению, наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?
2. Что можешь сделать ты для решения важнейших экологических проблем нашего края?
 Фото работы жду сегодня до 19.00.   zadoenko1987@gmail.com

06.05.20. Биология 10 класс

Уважаемые десятиклассники!

У вас сегодня контрольная работа по решению задач по генетике. Подпишите двойной лист в клеточку. Откройте его и запишите число, тему и вариант: 1 вариант - все уч-ся, чьи фамилии начинаются с В и до К; 2 вариант - все, чьи фамилии начинаются с М  и  до Я; 3 вариант - Епифанов, Музыка и Новиков.
I вариант
II вариант
III вариант
1. Две черные самки мыши скрещивали с коричневым самцом. Одна самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых мышат; вторая – 33 черных. Определите генотипы потомков и родителей.
1. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над леворукостью. Мужчина-правша (мать левша) женился на женщине –правше (брат которой – левша). Определите вероятность того, что дети от этого брака будут левшами.
1. Скрещивали растения клевера с розовыми цветками с растениями с белыми цветками. В первом поколении все потомство было с розовыми цветками. При скрещивании гибридов из первого поколения  между собой получили 492 растения с розовыми цветками и 168 растений – с белыми. Определите генотипы потомков и родителей.
2. Полидактилия (шестипалость) наследуется как доминантный признак. Определите генотипы родителей, если половина детей в семье страдает полидактилией.
2. В уголок живой природы принесли двух серых кроликов, считая их чистопородными. Но во втором поколении получили половину черных и половину серых крольчат. Как это объяснить?
2. «Куриная слепота» относится к рецессивным признакам. Какова вероятность рождения больного ребёнка в семье, где отец здоров, а мать страдает этим заболеванием?
3. В фермерском хозяйстве в течении ряда лет скрещивали черных комолых коров с черным комолым быком. Было получено  902 головы молодняка. Из них: 545- черных комолых и 167-красных комолых. Сколько было рогатых телят и какая часть из красного цвета?
3. Высокое растение душистого горошка с желтыми семенами скрестили с карликовым растением, у которого зелёные семена. В результате все потомство получилось однообразным: высокие растения с зелёным семенами. При скрещивании растений из этого поколения с карликовым  растением с желтыми семенами во втором поколении получили расщепление по цвету семян и по высоте 1:1. Определите генотипы родительских форм.
3. У овец комолость и рогатость определяется одной парой аллельных генов, причем  доминантность зависит от пола. У самцов  рогатость – доминантный признак, у самок – рецессивный. Черная рогатая овца, гетерозиготная по окраске, скрещена со светлым комолым бараном. Определите генотипы и фенотипы  потомства.
Фото работы прислать 06.05.20 г. до 18.00.    zadoenko1987@gmail.com

06.05.20. Биология 9 класс

Уважаемые девятиклассники!

Сегодня  мы рассмотрим темы: "Человечество как глобальная сила биосферы. Ноосфера" и  "Значение охраны биосферы для жизни на Земле". Запишите их в свою рабочую тетрадь.
Изучите  предложенный теоретический материал и законспектируйте основные моменты.
С началом становления и развития человеческого общества его воздействие на биосферу неизменно возрастало. На ранних этапах человеческой истории эти воздействия были незначительными, но постепенно они приобрели планетарный масштаб. Человечество стало глобальной силой биосферы, оказывающей существенное влияние на все ее компоненты.
Эволюция хозяйственной деятельности человека. Вся история человечества, в зависимости от способа деятельности, складывается из двух этапов — присваивающего хозяйства и производящего.
Присваивающее хозяйство, которое можно назвать экологическим способом получения пищи, основано на охоте, рыболовстве и собирательстве (рис. 262, А). При такой форме хозяйствования человек довольствуется тем, что ему дает природа. Это был самый продолжительный этап эволюционного развития человека, который еще называют временем первобытных охотников и собирателей. Пока численность человечества была невысокой, присваивающее хозяйство обеспечивало его всеми необходимыми ресурсами. Однако по мере увеличения народонаселения и уменьшения численности промысловых животных, охота и собирательство уже не могли полностью удовлетворить потребности людей в пище. Возникла угроза голодной смерти и вымирания человека как биологического вида. Это создало предпосылки для появления производящего хозяйства — земледелия и животноводства, которое можно назвать социальным способом получения пищи (рис. 262, В). При такой форме хозяйствования человек в результате активного воздействия на природу сам создает необходимые ему ресурсы — пищу, корма, удобрения и др. Присваивающее и производящее хозяйство человека — экологический (А) и социальный (В) способы получения пищи.


Итак, с окультуривания растений и одомашнивания животных, которые начались около 12—10 тыс. лет назад, наступил качественно новый этап взаимоотношений человека с природой. Люди стали меньше зависеть от ресурсов среды и научились создавать условия для своего существования и увеличения численности. Начиная с XVII в. человек стал с помощью различных машин и механизмов активно использовать для своих нужд ископаемое топливо (уголь, нефть, газ), освобождая тем самым солнечную энергию, накопленную в биосфере организмами за много лет. Процесс этот, названный промышленной революцией, вызвал бурное развитие промышленности, сельского хозяйства и рост городов.
Рост народонаселения и урбанизация. В начальный период земледелия и животноводства население Земли составляло 10 млн человек (рис. 263). Сейчас на нашей планете проживает более 6 млрд человек и численность населения продолжает расти. Темпы роста в разных частях света неодинаковы. Основной прирост дают развивающиеся страны Азии и Африки. По оценке ООН к 2050 г. на планете будет жить около 10 млрд человек.
Биосфера — саморегулирующаяся система: она стремится вернуть численность людей к уровню, соответствующему ресурсной емкости ее биогеоценозов. Вымирание необходимых человеку организмов, снижение продукции биогеоценозов, невключение в круговороты производимых промышленностью веществ — все это действие биосферного механизма, стремящегося ограничить рост численности народонаселения. Пока у человечества есть ископаемые источники энергии, обеспечивающие производство необходимого количества пищи, кормов для сельскохозяйственных животных, удобрений, оно противостоит этому механизму.
Снизить численность человечества может голод. Сейчас на планете только 1 млрд людей имеют полноценную пищу, а от голода каждый год умирают 20 млн человек.
 Ежегодный прирост населения составляет 200 млн человек. Поэтому если число умирающих от голода возрастет на порядок, т. е. в 10 раз, то прирост населения остановится. А если умирающих будет еще больше, то население планеты начнет сокращаться. Замедлить рост народонаселения может также снижение рождаемости в некоторых странах через планирование семьи и регуляцию деторождения.
Рис. 264. «Пояс голода» — географические области планеты, народонаселение которых ежегодно страдает от нехватки продовольствия
Рост численности народоселения Земли сопровождается процессом урбанизации (от лат. урбанус — городской) — повышением роли городов в развитии человеческого общества. В крупных городах происходит концентрации промышленности, учреждений образования и культуры, центров управления, наблюдается постоянный приток сельского населения и жителей близлежащих малых городов. Если в начале XIX в. в крупных городах проживало всего 3% населения, то в настоящее время в них живет половина всех жителей нашей планеты.

Концентрация народонаселения в городах делает их главными потребителями природных ресурсов и основными источниками загрязнения окружающей среды. Огромные потребности городов в энергии, топливе, сырье для легкой промышленности, продовольствии для населения заставляет искать новые их источники, разрабатывать новые способы увеличения их призводства. Это ведет к усилению воздействия человека на природу, способствует развитию потребительского мировоззрения общества — стремления получить от природы как можно больше, не считаясь с ее возможностями по воспроизводству изъятых у нее ресурсов.
Ноосфера. Бурное развитие промышленности, науки, техники, рост крупных городов существенно изменяет природу (рис. 265). С развитием человеческого общества начался постепенный переход биосферы в ноосферу — (от лат. ноос — разум и сфеаре — шар), т. е. мыслящую оболочку Земли.
 Ноосфера — высшая стадия эволюции биосферы, связанная со становлением в ней цивилизованного человечества. Ноосфера вышла за пределы Земли. Стало реальным освоение человеком ближнего космоса. Несмотря на то, что человечество составляет лишь незначительную часть биомассы Земли, его влияние на планету становится крупнейшей природной силой, превосходящей по масштабам воздействия все известные геологические процессы. Происходит постепенный переход в эволюции живой природы от биологических факторов (биогенеза) к развитию, управляемому человеческим сознанием (ноогенезу). Коллективный разум людей Земли все сильнее воздействует на природу, в десятки раз по сравнению с естественными биогеохимическими процессами ускоряет поток энергии, круговороты веществ, усиливает давление на неживую природу, растительный и животный мир.
В настоящее время наиболее актуальным становится проблема дальнейшего гармоничного развития ноосферы. Человечество должно направить свою деятельность на поддержания равновесия между обществом и природой, разумно ограничивать и регулировать свои потребности в интересах всей биосферы. Всем людям Земли предстоит как можно скорее выработать единое экологическое мировоззрение, т. е. перейти в общении с природой от позиции «все для человека» к позиции «все для природы». 
Просмотрите видео  о необходимости охраны природы и запишите основные направления и способы восстановления биосферы.
zadoenko1987@gmail.com
Яндекс.ДирекВ настоящее время наиболее актуальным становится проблема дальнейшего гармоничного развития ноосферы. Человечество должно направить свою деятельность на поддержания рав Несмотря на то, что человечество составляет лишь незначительную часть биомассы Земли, его влияние на планету становится крупнейшей природной силой, превосходящей по масштабам воздействия все известные геологические процессы. Происходит постепенный переход в эволюции живой природы от биологических факторов (биогенеза) к развитию, управляемому человеческим сознанием (ноогенезу). Коллективный разум людей Земли все сильнее воздействует на природу, в десятки раз по сравнению с естественными биогеохимическими процессами ускоряет поток энергии, круговороты веществ, усиливает давление на неживую природу, растительный и животный мир.новесия между обществом и природой, разумно ограничивать и регулировать свои потребности в интересах всей биосферы. Всем людям Земли предстоит как можно скорее выработать единое экологическое мировоззрение, т. е. перейти в общении с природой от позиции «все для https://youtu.be/pNc8FsCd3xgчеловека» к позиции «все для природы».

06.05.20. Биология 8 класс

Уважаемые восьмиклассники!

Тема нашего урока сегодня: "Основные формы труда. Здоровье и влияющие на него факторы. Укрепление здоровья".  Запишите в тетрадях число и тему.  Просмотрите  презентацию и в тетради дайте ответы на тестовые задания. Запишите краткие характеристики основных форм деятельности. А далее просмотрите видео о факторах, влияющих на здоровье и как его укрепить. Законспектируйте, какие факторы влияют на наше здоровье и предложите способы его укрепления.
zadoenko1987@gmail.com

понедельник, 4 мая 2020 г.

05.05.20. БИОЛОГИЯ 8 класс

Уважаемые восьмиклассники!

Сегодня мы проводим контрольную работу по теме: "Сенсорные системы. Высшая нервная деятельность".  Подписываем титульный двойной лист в клеточку, открываем и записываем число, тему контрольной, вариант ( 1 вариант - все, чьи фамилии начинаются с А и до Л; 2 вариант - все, чьи фамилии начинаются с М и до Ш; 3 вариант - для Короташ, Кузнецовой, Пасечник и Шпакова).
Контрольная работа (вопросы переписывать)

Вариант 1
   1. Перечислите в правильном порядке прохождение луча света через оболочки оптической системы глаза.
2.      Опишите строение и функции вестибулярного аппарата человека.
3.      Дайте подробную характеристику безусловных рефлексов. Приведите примеры.
4.      Что такое память? Охарактеризуйте виды памяти.
5.      Сравните первую и вторую сигнальные системы человека. Каково их значение?

Вариант 2
1.      Перечислите в правильной последовательности прохождение звуковой волны через компоненты слухового анализатора.
2.      Опишите строение и функции вкусового анализатора.
3.      Дайте подробную  характеристику условным рефлексам. Приведите примеры.
4.      Какое значение имеет сон в жизни человека? Охарактеризуйте фазы сна.
5.      Сравните типы темперамента. Какой темперамент у вас? Какие профессии подходят для вашего типа темперамента?

Вариант 3
1.  Какие виды зрительных рецепторов различают? Где они расположены и каковы их функции?
2.      Докажите, что «орган слуха» и «слуховой анализатор» - разные понятия.
3.      В каком случае человек не сможет почувствовать вкус пищи?
4.      Что является основой программ приобретённого поведения?
5.      Что такое сознание и мышление и что лежит в их основе?
6.      Каковы основные черты интеллекта человека?
7.      Почему некоторые люди в процессе общения интенсивно жестикулируют?
Фото работы прислать 05.05.20 г. до  19.00.

zadoenko1987@gmail.com

05.05.20. БИОЛОГИЯ 7 класс

Уважаемые семиклассники!
Сейчас вам предстоит пройти контрольный онлайн-тест по теме: "Класс Птицы. Класс Млекопитающие". Вы должны будете впечатать свою фамилию и имя, а далее впечатывать ответы на вопросы в тесте. Ссылка на этот тест будет  доступна в начале урока и до его окончания.  Тест для всех обязателен! Желаю успеха!
А теперь запишите в своих тетрадях число и тему урока: "Среды жизни. Экологические факторы". Просмотрите видео по данной теме и отметьте в конспекте, что такое среда обитания, какие среды обитания существуют в природе, какие для них характерны условия (факторы среды) и как животные приспособлены к данным факторам среды. Фото конспекта присылайте 05.05.20 г. до 19.00.
zadoenko1987@gmail.com

05.05.20. БИОЛОГИЯ 5 класс

Уважаемые пятиклассники!

Тема урока: "Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.  Растительность родного  края". Запишите число, тему урока и законспектируйте характерные особенности почвенной среды и приспособления организмов к жизни в этой среде из видео. Можете использовать материал видео прошлого урока. Далее изучите дополнительный теоретический материал, запишите природные условия нашего края и опишите его растительность.
 Природные условия г. Зоринска
Наш регион расположен в степной зоне.
Климат умеренно континентальный.
Средние темперетуры июля: +27- 29˚С, января: -7 – 9˚С.
Среднегодовое количество осадков: 541 мм.
Преобладают восточное и юго-восточное направления ветров.
Характерной особенностью является ветры суховеи в весенне-летний период.
Почвы, в основном, черноземы; есть участки оподзоленных и глинитых черноземов; а в окрестностях города, в еще сохранившейся степи, – небольшой процент солончаков.
Растительность нашего края
Характерен типчаково-ковыльный тип растительности.
В зеленых насаждениях преобладают ясень обыкновенный(Fráxinus excélsior), клен остролистный(Ácer platanoídes), клен ясенелистный,  рябина обыкновенная(Sórbus aucupária), акация белая, тополя обыкновенный(Pópulus), пирамидальный(Pōpulus pyramidālis), бальзамический; из кустарников акация желтая, сирень обыкновенная(Syrínga vulgáris), жимолость татарская(Lonícera tatárica), свидина, бирючина обыкновенная, боярышник обыкновенный(Crataegus laevigata), шиповник обыкновенный.
В окрестностях города сохранились естественные байрачные леса, в которых преобладает дуб черешчатый(Quércus róbur), вяз обыкновенный, осина, ясень обыкновенный и ясень зеленый, терен(Prúnus spinósa), шиповник обыкновенный, боярышник обыкновенный, бересклет.
Фото 1. Типчаково - ковыльная степь 
Фото 2. Опушка с зарослями кустарников
Фото 2. Участок байрачного леса с видом на степные холмы
Фото 4. Юго - западная окраина г. Зоринска с видом на шахтные отвалы
Напишите, какие растения растут на вашей улице и к какой жизненной форме (деревья, кустарники и травы) они принадлежат.
На этом мы заканчиваем курс биологии 5 класса. Фото классной работы присылайте 05.05.2020 г. до 19.00. 
zadoenko1987@gmail.com