четверг, 2 апреля 2020 г.

03.04.2020 Биология 6 класс


Добрый день, уважаемые шестиклассники!

Сегодня мы дистанционно проводим урок биологии по теме: «Семенные растения. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные». Запишите в своих рабочих  тетрадках число, «классная работа» и тему урока.
Откройте учебник Пасечника и найдите § 17, прочитайте внимательно и запишите основные моменты: какие растения относят к семенным, на какие отделы они делятся, каковы особенности голосеменных и покрытосеменных, в чём их характерные различия.
Далее у нас лабораторная работа 11: «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений».
Для её выполнения необходимо взять двойной лист в клеточку, подписать его согласно образцу:
Лабораторная работа
по биологии
(дистанционное обучение)
ученика(цы) 6 класса
ГОУ ЛНР ……….
Ф. И. учащегося

Далее открываем лист, пишем дату, лабор.работа, название её, цель и т.д. Посередине «ход работы» и выполняем задание 1, ответы на задания 2-4 заносите в таблицу. Записываете вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений
Цель: изучить особенности строения покрытосеменных растений.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры покрытосеменного растения или натуральные объекты, лупа, рисунки покрытосеменных растений.
Теоретические сведения
Цветковые растения, или Покрытосеменные - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения. Появление цветка ставит этот отдел растений в положение самых высокоорганизованных представителей растительного царства.
Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, но семена их защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению. Ещё одна существенная особенность цветковых растений -  двойное оплодотворение. В результате этого процесса образуется плод с семенами.
Любое покрытосеменное растение имеет основные органы – корень, стебель, листья и их видоизменения, а также цветки, семена, плоды.
Ход работы
I. Выполните задания.
1. Рассмотрите выданный вам гербарный экземпляр покрытосеменного растения. Найдите его органы - корень, стебель, лист, побег, цветок. Зарисуйте изученное растение, подпишите его составные части.

2. Рассмотрите корень растения, отметьте особенности внешнего строения корня, тип корневой системы.
2. Рассмотрите побег растения, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности строения стебля.
3. Рассмотрите строение цветка у растения. Определите: одиночный цветок или растение имеет соцветие. Отметьте особенности строения чашечки, венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
4. Изучите строение плода данного растения. Определите тип плода.
5. На основании полученных данных заполните таблицу.
Особенности внешнего строения покрытосеменного растения
Изучаемые признаки
Наличие изучаемых признаков у растения
Тип корневой системы

Вид листа

Жилкование

Листорасположение

Тип стебля

Тип цветка

Наличие соцветия и его тип

Тип плода


II.Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1.Сравните  особенности внешнего строения покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.
2. Вставьте пропущенные слова:
Растения называют:
·         цветковыми, потому что ______________________________________
·         покрытосеменными, потому что ________________________________.
Выполненный вами ход работы и вывод фотографируете и отсылаете на электронный адрес: zadoenko1987@gmail.com 
Двойной лист с лабораторными и практическими сохраняем и по выходу из карантина приносим.
Домашнее задание: проработать § 17, с.64-67, письменно выполнить задание 2 на с.66.


ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ для учащихся 9 - Б класса!

Тетради и листы с выполненными работами в школу НЕ ПРИНОСИТЬ!
Фотографируйте свои "творения" и отсылайте на электронную почту учителя-предметника. Адрес почты каждый учитель выложит на своём блоге. А вы тоже себя авторизируйте, чтобы учителю было понятно чья это работа.

Мой эл. адрес: zadoenko1987@gmail.com

И ещё: внизу каждого блога есть указатель для комментариев. По ходу урока присылайте
 комментарии и вопросы ОБЯЗАТЕЛЬНО!

среда, 1 апреля 2020 г.

02.04.2020 11 класс Элективный курс по решению усложненных задач по химии


ДОБРЫЙ ДЕНЬ‚ УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ!
Сегодня мы рассмотрим количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. Пишем число‚ «классная работа».  
Напоминаю вам правила нашей работы.       Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
      Для успешного решения задач  необходимо проделать следующие операции:
     - Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задачи
          - Перевод текста на язык химии с помощью вербальных и невербальных средтств 
          -Установление отношений между данными и вопросом.
          - Составление плана решения.
          - Осуществление плана решения
          - Проверка и оценка решения задач.

Разберём сегодня следующие задачи.
Задача 1. Газ, полученный при разложении карбоната аммония массой 480 г окислили кислородом воздуха в присутствии катализатора. Какой объём воздуха при этом был затрачен?
Дано:
Решение
m|(NH4)2CO3| = 480 г


Vвозд. - ?
VM = 22,4 л/моль
M|(NH4)2CO3| = 96 г/моль
Отличительной особенностью солей аммония является разложение их при нагревании. Карбонат аммония разлагается согласно следующему уравнению реакции:


(NH4)2CO3
2NH3
+
CO2
+
H2O
1 моль
2 моль
1 моль
1 моль
M=96г/моль
VM=22,4 г/моль
V=22,4 л
V=44,8 л


Как видно из уравнения реакции, при разложении карбоната аммония образуется два газообразных вещества (н.у.) - аммиак NH3 и диоксид углерода CO2. Из этих газов окисляться кислородом может только аммиак.
Следовательно, из уравнения реакции определим объём образующегося аммиака, и эту величину будем использовать в дальнейших расчетах.
Из 96 г (NH4)2CO3
образуется
44,8 л NH3 (из уравнения реакции)
Из 480 г (NH4)2CO3
образуется
X л NH3 (из условия задачи)
Из данной пропорции находим неизвестную величину:
X = 480 г * 44,8 л : 96 г = 224 л; V(NH3) = 224 л
Полученный аммиак окисляют кислородом воздуха. Аммиак окисляется с образованием различных продуктов. При окислении без катализатора аммиак превращается в азот и воду:
4NH3
+
3O2
->
2N2
+
6H2O
(1)
В присутствии катализатора аммиак окисляется до монооксида азота:
4NH3
+
5O2
4NО
+
6H2O
(2)
Поскольку в условии задачи говорится о каталитическом окислении аммиака, то расчёты необходимо вести по уравнению реакции (2):
4NH3
+
5O2
4NО
+
6H2O
4 моль
5 моль
4 моль
6 моль
VM= 22,4 г/моль
V=89,6 л
V=112 л
Для окисления 89,6 л NH3 требуется 112 л О2 (из уравнения реакции)
Для окисления 224 л NH3 требуется Х л О2 (из расчётов)
Из этой пропорции находим неизвестную величину:
X = 224 л * 112 л : 89,6 л = 280 л;
Итак, V(O2) = 280 л.
Это означает, что для окисления аммиака, полученного при разложении 480 г карбоната аммония, надо затратить 280 л кислорода.
Зная объём кислорода и учитывая, что его в составе воздуха 1/5 часть по объёму, рассчитаем объём воздуха:
Vвозд. = V(O2* 5 = 1400 л; Vвозд. = 1400 л
Таким образом, для каталитического окисления аммиака, полученного при разложении 480 г карбоната аммония, требуется 1400 л воздуха.
Ответ: затрачено 1400 л воздуха.

Задача 2. Диоксид серы - самый распространенный загрязнитель воздуха. Он опасен для здоровья людей, особенно тех, кто страдает заболеваниями дыхательных путей. Диоксид серы снижает продуктивность сельскохозяйственных культур, замедляет рост леса, пагубно действует на строительные материалы, содержащие карбонат кальция. В атмосфере диоксид серы окисляется до триоксида серы; при этом роль катализатора играет находящаяся в воздухе пыль оксидов металлов. Капли влаги превращают SO3 в серную кислоту, которая вместе с атмосферными осадками выпадает в виде "кислотных дождей". Рассчитайте значение константы скорости реакции диоксида серы с атомным кислородом, если при концентрациях SO2 и [O], равных соответственно 0,25 моль/л и 0,6 моль/л, скорость реакции равна 0,003 моль / (л . с).
Решение. Запишем уравнение реакции и условие задачи в формульном виде:
. O + SO2 = SO3
c(SO2) = 0,25 моль/л; c(O) = 0,6 моль/л; v = 0,003 моль / (л . с)
k = ?
Скорость реакции определяется как произведение константы скорости и концентраций реагентов в степенях, равных их стехиометрическим коэффициентам в уравнении реакции:
v = k . c(SO2) . c(O). Отсюда: k = v / {c (SO2) . c(O)} =
= 0,003 / (0,25 . 0,6) [л / (моль . с)] = 0,02 л / (моль . с)
Ответ. Константа скорости реакции равна 0,02 л / (моль . с)

Задача 3. Важнейшие источники восполнения запаса кислорода в атмосфере - это диоксид углерода и вода. Часть кислорода образуется в стратосфере в результате диссоциации газообразной воды под действием солнечного излучения, когда сначала из воды получаются атомный водород и гидроксильные радикалы ( . ОН), а затем при взаимодействии двух гидроксильных радикалов образуются атомный водород и молекулярный кислород. В сколько раз увеличится скорость второй реакции, если концентрация гидроксильных радикалов возрастет в 3 раза?
Решение. Запишем уравнение реакции и условие задачи в формульном виде:
2 ( . OH) = 2 ( . H) + O2
c2(OH) = 3 c1(OH);
v2 : v1 = ?
Скорость реакции определяется как произведение константы скорости и концентраций реагентов в квадрате (соответственно стехиометрическому коэффициенту при . OH). Отношение скоростей реакции в первом и втором случае:
v2 : v1 = {k . c22(OH)} / {k . c12(OH)} = 32 . c12(OH) : c12(OH) = 9 : 1
Ответ. При увеличении концентрации реагента в 3 раза скорость реакции возросла в 9 раз.
Превращения органических и неорганических веществ:
1. Осуществите превращения: а) карбонат кальция → оксид кальция → карбид кальция → ацетилен →  уксусный альдегид → уксусная кислота
б) метан → ацетилен → бензол → нитробензол → анилин → 2‚ 4‚ 6-триброманилин
Определите так же  типы химических реакций.

Домашнее задание. Решите задачу: какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола массой 4‚7 г с раствором гидроксида натрия объёмом 4‚97 мл и плотностью 1‚38 г\мл? Массовая доля гидроксида натрия в растворе составляет 35%. Претендентам  на высокий уровень составить к ней подробный алгоритм решения.






02.04.2020 Химия 9 класс



ЗДРАВСТВУЙТЕ‚ УВАЖАЕМЫЕ ДЕВЯТИКЛАССНИКИ!

Продолжаем краткий курс органической химии. Сегодня рассмотрим тему «Полимеры».  Надеюсь‚ что  вы изучили дома параграф и подготовили интересные сообщения по предыдущей теме. А теперь записываем в тетрадях число‚ «классная работа» и тему урока. Рассмотрим материал § 54 вашего учебника. Внимательно прочитайте его и запишите определение терминам:
·         полимер
·         мономер
·         полимеризация
·         степень полимеризации.
Изобразите общие структурные формулы полимеров‚ запишите способы их производства  и применения. Ответьте письменно на вопросы 1 и 2 на с. 188.
А сейчас просмотрите видео и зафиксируйте основные моменты в конспекте урока.
Дома ещё раз проработайте материал параграфа и конспекта. 

.

02.04.2020 Химия 8 класс


Приветствую всех восьмиклассников, собравшихся перед мониторами на урок химии!

      Хочу напомнить, что вы работаете в своих рабочих тетрадях и оформляете всё по единым орфографическим требованиям. Итак, записываем число, «классная работа», тему урока «Строение электронных оболочек атомов и структура периодической системы»
На прошлом уроке мы рассмотрели состояние электронов в атоме, их распределение по электронным слоям, понятия «уровня», «подуровня», «орбитали». Для закрепления материала проведем небольшой выборочный диктант.
Пронумеруйте в 3 столбика 20 вопросов, на которые вы будете давать краткие ответы «да» или «нет». Все учащиеся, чья фамилия начинается с буквы «А» и до «Л» (по алфавиту) выполняют 1 вариант: магний, а учащиеся, фамилии которых начинаются с «М» и до «Щ»  выполняют 2 вариант: сера.  Подвиньте к себе поближе периодическую систему и  за работу!
1. Находится в 3-м периоде ПСХЭ Д.И.Менделеева.
2. Порядковый номер элемента 12.
3. Порядковый номер элемента 32.
4. Заряд ядра атома равен +16.
5. Заряд ядра атома равен +24.
6. В ядре атома 12 протонов.
7. В ядре атома 16 протонов.
8. В атоме одинаковое число протонов и электронов.
9. В атоме 16 электронов.
10. В атоме 12 электронов.
11. В атоме 6 электронных слоёв.
12. В атоме 2 электронных слоя.
13. В атоме 3 электронных слоя.
14. На последнем электронном слое 2 электрона.
15. На последнем электронном слое 3 электрона.
16. На последнем электронном слое 6 электронов.
17. Количество нейтронов в ядре 12.
18. Высшая валентность II.
19. Нуклонное число 32.
20. На 1 энергетическом уровне находится 2 электрона.

Я думаю, что с помощью периодической системы вы успешно справились с заданием и теперь мы идем дальше.
Вы знаете, что электроны в атоме располагаются по слоям или электронным уровням. Каждый уровень имеет свои подуровни, а электроны в них находятся в своих орбиталях. Электрон обладает определённым запасом энергии.
Самым низким запасом энергии обладают s-электроны: при своём движении они образуют облако шарообразной формы, несколько большим запасом энергии обладают р-электроны: при своём движении они образуют облако в виде гантели или объёмной восьмёрки; d-электроны с ещё большим запасом энергии и они образуют при своём движении облако в виде 2-х перпендикулярно расположенных восьмёрок. Существуют ещё f  и  g-электроны с более сложной конфигурацией электронных облаков (см. рисунок 1). Зарисуйте в свой конспект формы электронных облаков и далее кратенько отметьте необходимый теоретический материал - в учебнике этого нет.


Рис. 1. Формы электронных облаков

Поэтому ближе к ядру располагаются электроны с минимальным запасом энергии т.е. s-электроны, а дальше от ядра – электроны с большим запасом энергии. На первом энергетическом уровне находятся только s-электроны на одной орбитали и их может быть 1-2 (не более). На втором электронном уровне расположены s (на 1 орбитали) и  p-электроны (на 3-х орбиталях, максимально по 2 электрона в каждой - итого  6е). На  третьем уровне находятся  s ( 2 на 1 орбитали),  p-электроны (на 3-х орбиталях, максимально по 2 электрона в каждой - итого  6е) и d-электроны (на 5-ти орбиталях, максимально – 10е)
В зависимости от того, какими электронами заполняется последний электронный уровень, все элементы в периодической системе представлены разными цветами и классифицируются: розовым обозначают те элементы, у которых последний уровень заполняется  s-электронами  – это  s-элементы; жёлтым – элементы, у которых последний уровень заполняется  р-электронами – это р-элементы; синим цветом обозначены d-элементы. Обратите внимание на периодическую систему:
Элементы 1 и 2 групп главных подгрупп в розовых клетках – это s-элементы, элементы главных подгрупп 3-8 групп – это р-элементы, а элементы побочных подгрупп расположены в синих клетках. Внизу таблицы расположено два ряда f-элементов в зелёных клетках.


Откройте учебник на с.185. Посмотрите на электронные формулы элементов. Найдите формулу углерода. Она имеет вид: С   2е, 4е. Это означает, что на 1-м электронном уровне находится  2 электрона (е), а на 2-м уровне 4 электрона. Распределим электроны по подуровням:
·         1-й уровень состоит только из s-подуровня, поэтому запишем так: 1 s2
·         2-й уровень состоит из s-подуровня и р-подуровня, пишем  так: 2 s2р2
·         Электронная формула атома углерода будет иметь вид:  1 s2 2 s2р2. 

    
Рис. 2. Электронное строение атома С.

Существуют и графические формулы, в которых электроны  изображаются стрелочками на орбиталях. Орбитали изображаются тетрадной клеточкой вот так:
s-подуровень представлен 1 орбиталью, а р-подуровень 3-мя орбиталями. Теперь графически электронное строение атома углерода  С  можно изобразить таким образом:   


Рис. 3. Электронная и графическая формулы атома углерода

Вы должны уметь составлять электронные и графические формулы атомов элементов малых периодов. Попробуйте составить, пользуясь периодической системой, сейчас такие вот формулы для элементов: Na  и  P  (1 вариант);  Al  и  Cl (2 вариант).

Домашнее задание:  повторить § 52-53; составить электронные и графические формулы для атомов кремния, азота, неона и магния.