среда, 6 января 2021 г.

ОНД 30.12.2020 - 06.01.2021

Уважаемые исследователи!

Продолжаем работу над вашими проектами.  Сегодня практические упражнения по отработке логического построения текста работы и написании выводов. 

Логичность, т.е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию. При редактировании официальных документов быть логичным в общепринятом, житейском смысле этого слова недостаточно: логика должна стать тонким и совершенным инструментом, которым надо уметь владеть.

Логика изложения и законы текстовой организации в языке документов объединены одним принципом - принципом формально-логического построения текста. Этот принцип заключается в том, что части текста (абзацы, рубрицированные части) представляют собой фрагменты, микротемы которых в закрепленной последовательности представляют макротему целого. Неизбежная иерархичность текстовой организации выражается в делении текста документа на разделы, параграфы, пункты, подпункты, которые, как правило, нумеруются.

Знание логики так же помогает правильно мыслить, как знание грамматики - правильно говорить и писать. Оно необходимо и ученому, и оратору.

Наука логика, на которую опираются логика мышления и логика изложения, имеет две ветви. Диалектическая логика учит определенному подходу к явлениям и событиям: пониманию их объективного, закономерного характера, причинной обусловленности всех явлений, их связи с другими явлениями или событиями, поиску противоречий как источника развития процессов. Представления о мире сознание отражает в конкретных формах, которые изучает формальная логика. Диалектическую логику часто называют диалектикой, а формальную логику - просто логикой.


Логика изложения - это "логика для аудитории".

Рассмотрим основные требования логики изложения: требование определенности, ясности; требование последовательности; требование непротиворечивости; требование обоснованности.

Что, значит, излагать ясно и понятно: требование определенности высказывания означает, что читатель должен ясно понимать все слова и выражения, употребленные составителем документа.

Неопределенность возникает, когда используется незнакомые термины.

Часто встречается и такая ситуация: автор при изложении материала употребляет вроде бы всем известные слова и не догадывается, что читатель может истолковать их по-своему. Спросите у своих друзей, что означают для них слова "честность", "умение жить", "демократия", "рынок" и т.д;, и Вы получите полную иллюстрацию к сказанному.

Устойчивые и часто неверные представления об известных понятиях чаще всего мешают стать на точку зрения автора. Декарт писал: "Определяйте значение слов и выражений, и вы избавите мир от половины заблуждений".

Еще одна причина неопределенности - двусмысленные фразы типа: "Все члены правления были переизбраны" (слово "переизбраны" можно понимать по-разному: избраны вновь и не избраны вовсе).

Для того чтобы избежать неясности, неопределенности высказываний, необходимо исключить двусмысленные выражения, пояснять значение малознакомых читателю слов, давать определения сложным понятиям.

Самый строгий способ определения понятия - научное определение, когда указывается род, к которому принадлежит это понятие, и дается его видовое отличие. Например: "Прибыль - это результирующий показатель работы предприятия, представляющий собой разность между доходами и издержками производств".

Последовательность изложения означает, прежде всего, логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Логической считается такая последовательность, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого - к далекому.

Как логически обосновать утверждение? Следует строить речь с учетом логической структуры обоснования:

 Прежде всего, нужно четко сформулировать саму мысль, которую вы хотите обосновать. Ее называют тезисом. Тезис отвечает на вопрос: "Что мы доказываем?"

Требование определенности высказываний, о котором говорилось выше, в самой большой степени относится именно к тезису, формулировка которого должна исключать возможность понимания утверждения в другом смысле.

Тезис должен быть предельно конкретным. Сформулированный "вообще", он может быть просто неверным, например: "Ученые оторваны от жизни".

2. Тезис подкрепляют аргументами, или доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос: "Чем доказываем?" Основанием доказательства могут быть совокупность фактов; статистические данные; теоретические положения, например экономические законы; суждения, основанные на житейском опыте и т.д.

3. Третий элемент обоснования - демонстрация - показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: "Как доказываем?" Она демонстрирует ход наших рассуждений.

Доказать можно непосредственно, путем наблюдения, и посредством рассуждений, то есть логических умозаключений.

 Введение размещается после перечня условных сокращений и содержания работы, оформляется на 2-3 страницах печатного текста. В нем указывают актуальность темы исследования, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методы исследования и практическая значимость полученных результатов. В этой части работы следует отметить также степень личного вклада участника в НИР. Обязательным является указание данных о публикациях или авторских разработках, патентов и т.д. (при наличии).

 Основная часть НИР должна подразделяться на разделы (не менее двух), а также подразделы. Новый раздел необходимо начинать с новой страницы, подразделы продолжать через 1 пробел после окончания предыдущего. В разделах основной части НИР следует проводится анализ научных источников, рассматриваются вопросы по данной тематике, аналоги. В отдельный раздел выделяют собственные исследования и их результаты (при необходимости). Содержание основной части должно полностью раскрыть тему работы.

 В конце каждого раздела следуют выводы. Из них формируется Заключение. В нем указывают новые показатели в методах или исследованиях, обосновывают достоверность полученных результатов и возможность их применения на практике, формулируют конкретные рекомендации. 

Если вы записываете общие выводы, их количество и содержание должно соответствовать задачам исследования. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий