Уважаемые исследователи!
Продолжаем работу над вашими проектами. Сегодня практические упражнения по отработке логического построения текста работы и написании выводов.
Логичность, т.е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию. При редактировании официальных документов быть логичным в общепринятом, житейском смысле этого слова недостаточно: логика должна стать тонким и совершенным инструментом, которым надо уметь владеть.
Логика изложения и законы текстовой организации в языке документов объединены одним принципом - принципом формально-логического построения текста. Этот принцип заключается в том, что части текста (абзацы, рубрицированные части) представляют собой фрагменты, микротемы которых в закрепленной последовательности представляют макротему целого. Неизбежная иерархичность текстовой организации выражается в делении текста документа на разделы, параграфы, пункты, подпункты, которые, как правило, нумеруются.
Знание логики так же помогает правильно мыслить, как знание грамматики - правильно говорить и писать. Оно необходимо и ученому, и оратору.
Наука логика, на которую опираются логика мышления и логика изложения, имеет две ветви. Диалектическая логика учит определенному подходу к явлениям и событиям: пониманию их объективного, закономерного характера, причинной обусловленности всех явлений, их связи с другими явлениями или событиями, поиску противоречий как источника развития процессов. Представления о мире сознание отражает в конкретных формах, которые изучает формальная логика. Диалектическую логику часто называют диалектикой, а формальную логику - просто логикой.
Логика изложения - это "логика для аудитории".
Рассмотрим основные требования логики изложения: требование определенности, ясности; требование последовательности; требование непротиворечивости; требование обоснованности.
Что, значит, излагать ясно и понятно: требование определенности высказывания означает, что читатель должен ясно понимать все слова и выражения, употребленные составителем документа.
Неопределенность возникает, когда используется незнакомые термины.
Часто встречается и такая ситуация: автор при изложении материала употребляет вроде бы всем известные слова и не догадывается, что читатель может истолковать их по-своему. Спросите у своих друзей, что означают для них слова "честность", "умение жить", "демократия", "рынок" и т.д;, и Вы получите полную иллюстрацию к сказанному.
Устойчивые и часто неверные представления об известных понятиях чаще всего мешают стать на точку зрения автора. Декарт писал: "Определяйте значение слов и выражений, и вы избавите мир от половины заблуждений".
Еще одна причина неопределенности - двусмысленные фразы типа: "Все члены правления были переизбраны" (слово "переизбраны" можно понимать по-разному: избраны вновь и не избраны вовсе).
Для того чтобы избежать неясности, неопределенности высказываний, необходимо исключить двусмысленные выражения, пояснять значение малознакомых читателю слов, давать определения сложным понятиям.
Самый строгий способ определения понятия - научное определение, когда указывается род, к которому принадлежит это понятие, и дается его видовое отличие. Например: "Прибыль - это результирующий показатель работы предприятия, представляющий собой разность между доходами и издержками производств".
Последовательность изложения означает, прежде всего, логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Логической считается такая последовательность, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого - к далекому.
Как логически обосновать утверждение? Следует строить речь с учетом логической структуры обоснования:
Прежде всего, нужно четко сформулировать саму мысль, которую вы хотите обосновать. Ее называют тезисом. Тезис отвечает на вопрос: "Что мы доказываем?"
Требование определенности высказываний, о котором говорилось выше, в самой большой степени относится именно к тезису, формулировка которого должна исключать возможность понимания утверждения в другом смысле.
Тезис должен быть предельно конкретным. Сформулированный "вообще", он может быть просто неверным, например: "Ученые оторваны от жизни".
2. Тезис подкрепляют аргументами, или доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос: "Чем доказываем?" Основанием доказательства могут быть совокупность фактов; статистические данные; теоретические положения, например экономические законы; суждения, основанные на житейском опыте и т.д.
3. Третий элемент обоснования - демонстрация - показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: "Как доказываем?" Она демонстрирует ход наших рассуждений.
Доказать можно непосредственно, путем наблюдения, и посредством рассуждений, то есть логических умозаключений.
Введение размещается после перечня условных сокращений и содержания работы, оформляется на 2-3 страницах печатного текста. В нем указывают актуальность темы исследования, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методы исследования и практическая значимость полученных результатов. В этой части работы следует отметить также степень личного вклада участника в НИР. Обязательным является указание данных о публикациях или авторских разработках, патентов и т.д. (при наличии).
Основная часть НИР должна подразделяться на разделы (не менее двух), а также подразделы. Новый раздел необходимо начинать с новой страницы, подразделы продолжать через 1 пробел после окончания предыдущего. В разделах основной части НИР следует проводится анализ научных источников, рассматриваются вопросы по данной тематике, аналоги. В отдельный раздел выделяют собственные исследования и их результаты (при необходимости). Содержание основной части должно полностью раскрыть тему работы.
В конце каждого раздела следуют выводы. Из них формируется Заключение. В нем указывают новые показатели в методах или исследованиях, обосновывают достоверность полученных результатов и возможность их применения на практике, формулируют конкретные рекомендации.
Если вы записываете общие выводы, их количество и содержание должно соответствовать задачам исследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий