вторник, 17 ноября 2020 г.

онд 18.11.2020

 УВАЖАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ!

Мы продолжаем работу над своими проектами и параллельно закрепляем теоретический материал, который вам, несомненно, пригодится в поисково-исследовательской деятельности. 

Поговорим сегодня о творчестве и его роли в НИР. 

Изучение проблем творчества, творческой личности вызывает большой интерес в мировой науке и является предметом острых дискуссий и споров.

Вообще, проблема творчества издавна привлекала внимание исследователей. Первыми исследованиями этого «сложного, таинственного процесса» были философы античности. Человеческая мысль веками билась над разрешением загадок творчества, но до сих пор много ещё спорного и неясного в его природе. Одно неоспоримо: творчество сложный феномен человеческого мышления.

Его изучением занимаются многие науки: философия, психология, социология, эстетика, педагогика, науковедение, кибернетика и другие. Возникла даже и особая наука, специально изучающая творческую деятельность - эвристика.

Творческие способности человека, являясь его сущностными силами, неодинаковы по степени развития, поскольку существуют генетические различия между людьми и различны условия их бытия. Если трактовать творчество, как свободную деятельность человека, то можно, следуя венгерскому культурологу И. Витаньи, выделить три уровня способностей:

  • продуктивно-репродуктивный;
  • генеративный;
  • конструктивно-инновационный.

Продуктивно-репродуктивный уровень предлагает, что способности - неотъемлемое свойство каждого человека, оно характеризуется воспроизводством из элементов и правил, которые не меняются (или меняются не значительно), неограниченного числа в принципе одних и тех же объективацией, так что любого рода проявление нового может быть только случайным. Типичными областями реализации продуктивно-репродуктивных творческих способностей выступают однообразное массовое производство и повседневная разговорная речь.

Генеративная творческая способность (способность импровизировать) также присуща каждому человеку, но в различной степени. Она выражается в создании новых вариантов на основе данных элементов и правил. Этот уровень творчества реализуется в шедеврах ремесленного труда, в фольклоре, изысканной литературной речи, технических решениях типа рационализаторских предложений. Это творчество в пределах традиции.

Конструктивно-инновационная творческая способность проявляется путём обновления элементов и правил, выражений нового содержания. Она присуща немногим личностям, хотя количество людей, обладающей потенциальной способностью создавать радикально новое, гораздо больше, нежели количество людей, получающих возможность развить и реализовать её под воздействием общественных условий. На этом уровне творчества совершаются фундаментальные научные открытия, появляются технические решения типа изобретений, создаются классические произведения искусства и т.д. Причём в такого рода объективации субъект творчества присутствует, как уникальная личность и как представитель всего человеческого рода.

В отличие от животных, которые производят односторонне и только самого себя, человек есть универсальное существоспособное творить по любой мерке, том числе по законам красоты. В универсальном отношении к миру, в способности творить проявляется свобода человека, которая базируется на универсальности его практического взаимодействия с внешним миром, а равно и на универсальности познавательных возможностей человека

Универсальность человека не есть нечто внеисторическое. И размер необходимых потребностей, и степень господства человека над природой, и выявление творческих дарований человека представляют собой продукт истории, развития производства».

Платон заметил, что «творчество - понятие широкое. Всё, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество, ремёсла можно назвать творчеством, а всех создателей их - творцами».

В конечном счете, субъектом творчества является не только отдельная личность (художник, музыкант, поэт), но всё человечество. Объект творчества - реальные фрагменты бытия и весь мир в целом. Результаты, продукты творчества всегда воплощены в вещественно-знаковую или чисто знаковую форму: художественное произведение, научное открытие, изобретение и др.

Таким образом, мы можем дать определение понятия «творчества» как процесса человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям.



Комментариев нет:

Отправить комментарий