вторник, 21 апреля 2020 г.

22.04.20. Биология 10 класс


Уважаемые десятиклассники!
Сегодня у вас практическая работа, которую вы выполняете на двойных листах в клеточку. Подписывайте титульный лист и записывайте число, вид работы, тему, цель, оборудование, ход работы. Предварительно прочитав и проанализировав представленный теоретический материал, заполняете таблицу, а потом записываете вывод.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных  последствий их влияния на организм
Цель: познакомиться с возможными источниками мутагенов в окружающей среде, оценить их влияние на организм человека, составить примерные рекомендации по уменьшению влияния мутагенов на организм человека, оценить риск влияния мутагенов на свой организм.
Оборудование и материалы: информационный текст «Источники мутагенов»
Ход работы
І. Выполните задания.
Прочитайте и проанализируйте текст о содержании мутагенов. На основании анализа текста заполните таблицу.
Источники мутагенов в окружающей среде и их влияние на организм человека
Источники и примеры мутагенов в окружающей среде
Возможные последствия влияния мутагенов на организм человека





 Экспериментальные исследования, проведенные в течение последних трех десятилетий, показали, что немалое число химических соединений обладает мутагенной активностью. Мутагены обнаружены среди лекарств, косметических средств, химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, промышленности; перечень их все время пополняется. Издаются справочники и каталоги мутагенов.
1. Мутагены производственной среды.
 Химические вещества на производстве составляют наиболее обширную группу мутагенов внешней среды.  Наибольшее число исследований мутагенной активности веществ в клетках человека проведено для синтетических материалов и солей тяжелых металлов (свинца, цинка, кадмия, ртути, хрома, никеля, мышьяка, меди).  Мутагены производственного окружения могут попадать в организм разными путями: через легкие, кожу, пищеварительный тракт. Следовательно, доза получаемого вещества зависит не только от концентрации его в воздухе или на рабочем месте, но и от соблюдения правил личной гигиены.  Наибольшее внимание привлекли синтетические соединения, для которых выявлена способность индуцировать хромосомные аберрации (перестройки) и сестринские хроматидные обмены в организме человека. Такие соединения, как: винилхлорид, хлоропрен, эпихлоргидрин, эпоксидные смолы и стирол, несомненно, оказывают мутагенное действие на соматические клетки.   Органические растворители (бензол, ксилол, толуол), соединения, применяемые в производстве резиновых изделий, индуцируют цитогенетические изменения, особенно у курящих людей. У женщин, работающих в шинном и резинотехническом производствах, повышена частота хромосомных аберраций в лимфоцитах периферической крови. То же относится и к плодам 8-, 12-недельного срока беременности, полученным при медицинских абортах у таких работниц.
2. Химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве.
 Большинство пестицидов являются синтетическими органическими веществами. Практически используется около 600 пестицидов. Они циркулируют в биосфере, мигрируют в естественных цепях питания, накапливаясь в некоторых биоценозах и сельскохозяйственных продуктах.
 Очень важны прогнозирование и предупреждение мутагенной опасности химических средств защиты растений. Причем речь идет о повышении мутационного процесса не только у человека, но и в растительном и животном мире. Человек контактирует с химическими веществами при их производстве, при их применении на сельскохозяйственных работах, получает небольшие их количества с пищевыми продуктами, водой из окружающей среды.
3. Лекарственные препараты.
 Наиболее выраженным мутагенным действием обладают цитостатики и антиметаболиты, используемые для лечения онкологических заболеваний и как иммунодепрессанты.  Мутагенной активностью обладает и ряд противоопухолевых антибиотиков (актиномицин Д, адриамицин, блеомицин и другие).
Некоторые лекарственные вещества вызывают в культуре клеток человека хромосомные аберрации в дозах, соответствующих реальным, с которыми контактирует человек. В эту группу можно отнести противосудорожные препараты (барбитураты), психотропные (клозепин), гормональные (эстродиол, прогестерон, оральные контрацептивы), смеси для наркоза (хлоридин, хлорпропанамид). Эти препараты индуцируют (в 2-3 раза выше спонтанного уровня) хромосомные аберрации у людей, регулярно принимающих или контактирующих с ними.
 Некоторые препараты, например, ацетилсалициловая кислота и амидопирин повышают частоту хромосомных аберраций, но только при больших дозах, применяемых при лечении ревматических болезней.   Существует группа препаратов, обладающих слабым мутагенным эффектом. Механизмы их действия на хромосомы неясны. К таким слабым мутагенам относят метилксантины (кофеин, теобромин, теофиллин), психотропные средства (трифторпромазин, мажептил, галоперидол), хлоралгидрат, бактерицидные и дезинфицирующие средства (трипофлавин, этиленоксид, левамизол, резорцинол, фуросемид). Несмотря на их слабое мутагенное действие, из-за их широкого применения необходимо вести тщательные наблюдения за генетическими эффектами этих соединений. Это касается не только больных, но и медицинского персонала, использующего препараты для дезинфекции, стерилизации, наркоза.  В связи с этим, нельзя принимать без совета с врачом незнакомые лекарственные препараты, нельзя откладывать лечение хронических воспалительных заболеваний, это ослабляет ваш иммунитет и открывает дорогу мутагенам.
4. Компоненты пищи.
 Мутагенная активность пищи, приготовленной разными способами различных пищевых продуктов изучалась в опытах на микроорганизмах и в экспериментах на культуре лимфоцитов периферической крови. Слабыми мутагенными свойствами обладают такие пищевые добавки, как сахарин, производное нитрофурана АР-2 (консервант), краситель флоксин и др.  К веществам пищи, обладающими мутагенной активностью, можно отнести нитрозамины, тяжелые металлы, микотоксины, алкалоиды. Гетероциклические амины, аминоимидазоазарены, образующиеся в процессе жарки мясных продуктов, относят к группе пиролизатных мутагенов.
Наличие в пище нитрозируемых соединений впервые было обнаружено в 1983 г. при изучении мутагенной активности соевого соуса и пасты из соевых бобов. Позже было показано наличие нитрозируемых предшественников в ряде свежих и маринованных овощей.  Для образования мутагенных соединений в желудке необходимо наличие нитрозирующего компонента, в качестве которого выступают нитриты и нитраты. Основной источник нитратов и нитритов – это пищевые продукты.  Содержание нитрозосоединений в продуктах питания довольно сильно варьирует и обусловлено, по-видимому, применением азотсодержащих удобрений, а также особенностями технологии приготовления пищи и использованием нитритов в качестве консервантов.  Считают, что около 80% нитратов, поступающих в организм, – растительного происхождения. Из них около 70% содержится в овощах и картофеле, а 19% – в мясных продуктах.  Немаловажным источником нитрита являются консервированные продукты. 
5. Компоненты табачного дыма.
 Результаты эпидемиологических исследований показали, что в развитии рака легких наибольшее значение имеет курение. Было сделано заключение о том, что 70-95% случаев возникновения рака легких связано с табачным дымом, который является канцерогеном. Относительный риск возникновения этого заболевания зависит от количества выкуриваемых сигарет, однако продолжительность курения является более существенным фактором, чем количество ежедневно выкуриваемых сигарет.  В настоящее время большое внимание уделяется изучению мутагенной активности табачного дыма и его компонентов, это связано с необходимостью реальной оценки генетической опасности табачного дыма.
 Сигаретный дым в газовой фазе вызывал в лимфоцитах человека in vitro, митотические рекомбинации. Сигаретный дым и его конденсаты индуцировали рецессивные, сцепленные с полом, летальные мутации у дрозофилы.  Таким образом, в исследованиях генетической активности табачного дыма были получены многочисленные данные о том, что табачный дым содержит генотоксичные соединения, способные индуцировать мутации в соматических клетках, что может привести к развитию опухолей, а также в половых клетках, что может быть причиной наследуемых дефектов.
6. Аэрозоли воздуха.
Полученные к настоящему времени данные свидетельствуют о том, что аэрозоли воздуха представляют собой источники мутагенов, поступающих в организм человека через органы дыхания. Мутагенная активность компонентов аэрозолей воздуха зависит от его химического состава. Основными источниками загрязнений воздуха являются автотранспорт и теплоэлектростанции, выбросы металлургических и нефтеперерабатывающих заводов.  Экстракты загрязнителей воздуха вызывают хромосомные аберрации в культурах клеток человека и млекопитающих. 
7. Мутагены в быту.
 Большое внимание уделяют проверке на мутагенность красителей для волос, синтетическим моющим средствам. Многие компоненты данных препаратов вызывают мутации у микроорганизмов, а некоторые - в культуре лимфоцитов.  Мутагенные вещества в средствах бытовой химии выявлять трудно из-за незначительных концентраций, с которыми контактирует человек в реальных условиях. Однако если они индуцируют мутации в зародышевых клетках, то это приведет со временем к заметным популяционным эффектам, поскольку каждый человек получает какую-то дозу бытовых мутагенов. В целом, нужно стараться меньше употреблять бытовой химии, с моющими средствами работать в перчатках. 
II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1. Насколько серьезно ваш организм подвергается воздействию мутагенов в окружающей среде?
2. Составьте рекомендации по уменьшению возможного влияния мутагенов на свой организм.
Фото работы присылайте 22.04.20 г. до 19.00.
zadoenko1987@gmail.com

22.04.20. Биология 9 класс

Уважаемые девятиклассники!

Мы начинаем новый раздел: "Биосферный уровень организации жизни" и сегодня рассмотрим тему: "Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере".
Просмотрите видео о границах биосферы, её структуре и функциях компонентов и ответьте письменно на следующие вопросы:
  • дайте определение биосферы;
  • каковы её границы?
  • что такое "плёнки жизни"?
  • кто автор учения о биосфере?
  • какова структура биосферы?
  • какие функции выполняют её компоненты?
Изучите внимательно этот теоретический материал и запишите основные положения учения о биосфере:
Учение В.И. Вернадского о биосфере
Учение В.И. Вернадского о биосфере представляет собой обобщение естественнонаучных знаний, оно вобрало в себя эволюционные взгляды Ч. Дарвина, периодический закон Д.И. Менделеева, теорию единства пространства и времени А. Энштейна, идеи о неразрывной связи живой и неживой природы многих отечественных и зарубежных ученых.
В работах В.И. Вернадского рассматриваются компоненты биосферы, ее границы, функции живого вещества, эволюция биосферы.
Ученый впервые показал, что живая и неживая природа Земли тесно взаимодействуют и составляют единую систему.
Структура биосферы. В биосфере можно выделить следующие основные компоненты: живое вещество, косное (неживое) вещество, неживое биогенное вещество, биокосное вещество.
Живым веществом В.И. Вернадский назвал совокупность живых организмов, населяющих нашу планету. Это главная сила, преобразующая поверхность планеты, основа формирования и существования самой биосферы. Во все геологические эпохи живое вещество, преобразуя и аккумулируя солнечную энергию, влияло на химический состав земной коры, было мощной геохимической силой, формирующей лик Земли.
Живое вещество имеет количественные характеристики, его можно изучать, используя математические законы.
Количество живого вещества в биосфере (биомасса) - величина постоянная или мало изменяющаяся с течением времени. Во все геологические эпохи на Земле количество живого вещества было практически одинаковым. Ученый подчеркивал, что современное живое вещество генетически родственно живому веществу прошлых геологических эпох.
Под косным веществом В.И. Вернадский понимал такие вещества биосферы, в создании которых живые организмы не участвуют. Это, например, газы, твердые частицы и водяные пары, выбрасываемые вулканами, гейзерами.
Кроме живого и косного веществ, в состав биосферы входят: неживое биогенное вещество, которое образовано живым веществом современной и прошлых геологических эпох (ископаемые остатки организмов, нефть, уголь, газы атмосферы, озерный ил - сапропель, осадочные породы, например, известняки);
биокосное вещество, которое создавалось одновременно и живыми организмами и косным веществом (например, почва, вода обитаемых водоемов, глинистые минералы).


Рис.1. Границы биосферы
Границы биосферы совпадают с границами распространения живых организмов в оболочках Земли, что определяется наличием условий существования жизни (благоприятный температурный режим, уровень радиации, достаточное количество воды, минеральных веществ, кислорода, углекислого газа). Биосфера охватывает всю поверхность суши, а также океаны, моря и ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные в процессе жизнедеятельности живых организмов. Иначе говоря, биосфера - это часть литосферы, атмосферы, гидросферы, заселенная живым веществом.




22.04.20. Биология 8 класс

Уважаемые восьмиклассники!

Тема урока сегодня: "Сон и бодрствование".  Запишите число и тему в своих тетрадях. Прочитайте § 52 и запишите, что такое сон, какие фазы сна и как они сменяются, каково значение сна.
Далее посмотрите видео и ответьте на вопросы:
1. Какие процессы происходят в каждую фазу сна?
2. Что такое сновидения?
3. Какие расстройства сна вы знаете?
4. Какие правила гигиены сна существуют?
Подумайте и ответьте на вопрос (письменно): почему чередование сна и бодрствования считают необходимым условием жизни общества?

Творческое объединение "Основы научной деятельности"

Уважаемые исследователи!

Напоминаю вам, что мы работаем над своими исследовательскими проектами и к концу учебного года вы должны будете создать презентации по ним:
Батрак А. - Смог и его влияние на окружающую среду и здоровье человека.
Шпаков Н. и Мелешко Е. - Дендрофлора г.Зоринска.
Соловьёв Н. и Максимов Д. - Голосеменные растения в экосистеме г. Зоринска.
Гуценко Е. и Швец И. - Эти загадочные стрекозы.
Новиков Н. и Овдий Е. - Сукцессии степи в современных техногенных условиях.
Мардус И., Синьтюк В. и Пилипенко К. - презентации к своим работам в МАН.

Каждая презентация имеет титульный лист и, как минимум, 12-15 слайдов (с указанием целей, задач, методов исследования, актуальности проблемы, результатов исследования, фото и графических материалов).

ВНИМАНИЕ! УЧАЩИЕСЯ 9 - Б КЛАССА И ИХ РОДИТЕЛИ!

УВАЖАЕМЫЕ УЧАЩИЕСЯ 9 - Б КЛАССА!
УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

Подходит к концу 4-я неделя дистанционного обучения! Ни сообщения в блоге, ни мои телефонные звонки существенных изменений в состояние успеваемости не принесли! На сегодняшний день 21.04.20 г мы имеем катастрофическую задолженность по большей части школьных  предметов!  Должники будут НЕ АТТЕСТОВАНЫ, а значит, НЕ ДОПУЩЕНЫ К ГИА! 
Уважаемые родители! Почему вы не заглядываете в электронные журналы (они созданы для ВАС!!!) и не контролируете у детей выполнение и отсылку заданий? Почему обязательные онлайн-тесты по предметам проходят единицы, а остальные дети их просто игнорируют?! Почему не делают контрольные и практические работы? Почему не высылают их вовремя?
Учащиеся Охрименко, Пантилеев, Кагадей не имеют ни одной оценки по 11 предметам, а по остальным - всего лишь 1-2 оценки!
Учащиеся Сидоренко, Легостаев, Кубицкий, Негрун  - нет оценок по 5 - 8 предметам и мало по остальным!
Учащиеся Сычева, Ященко, Титов, Цыгольник, Щерица - мало оценок по многим предметам!
Если в ближайшее время вы не исправите положение, получение аттестата об образовании станет большой проблемой!

понедельник, 20 апреля 2020 г.

21.04.20. Биология 8 класс

Уважаемые восьмиклассники!

Тема сегодняшнего урока: "Врождённое и приобретённое поведение".  Запишите в тетрадях число и тему урока.
Откройте § 51 вашего учебника и внимательно изучите материал. Ответьте на вопросы 1-3 на с. 215.
А  сейчас просмотрите видео по данной теме и ответьте на вопросы:
1. О каких ученых шла речь в этом видео?
2. Какой вклад в науки о человеке они внесли?
3. Кто помогал Павлову в формировании и изучении условных рефлексов?
4. Какие программы врожденного и приобретенного поведения заложены и формируются у человека?
Подумайте и напишите небольшое эссе (6 -8 предложений ) по вопросу: какое биологическое значение имеет формирование приобретённых программ поведения?

21. 04. 20. Биология 7 класс

Уважаемые семиклассники!

Тема нашего урока: "Плацентарные млекопитающие: Хищные, Ластоногие, Китообразные, Копытные, Приматы". 
Запишите число и тему урока в ваших тетрадях.
Просмотрите видео1. Ответьте на вопросы и выполните задания:
1. Запишите основные признаки китообразных.
2. Что такое эхолокация?
3. Опишите образ жизни и особенности ластоногих. Назовите представителей.
4. Назовите представителей хоботных. Где они обитают?
5. Какие семейства относят к отряду Хищные? В чём их особенности?
Просмотрите видео 2.
1. Особенности внешнего и внутреннего строения и образа жизни копытных млекопитающих. 
2. Назовите представителей парно- и непарнокопытных.
Просмотрите видео 3. 
1. Почему отряд имеет такое название?
2. Назовите основных представителей человекообразных обезьян.
3. Какие черты приматов и человека разумного говорят о нашем родстве?
Повторите материал § 53 - 57 вашего учебника.