понедельник, 19 октября 2020 г.

19.10.2020 г.

 УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА!


В связи с продлением каникул предлагаем выполнить задания для повторения пройденного материала и подготовки к школьному туру олимпиад по химии и биологии.

ХИМИЯ

8 класс: повторить по учебнику Рудзитиса § 14 - 29;

9 класс: повторить по учебнику Рудзитиса § 1 - 5;

10 класс: повторить по учебнику Рудзитиса § 1 - 9; выучить названия и формулы 10 первых представителей алканов;

11 класс: повторить по учебнику Рудзитиса § 1 - 4 .

Выполните тестовые задания

8 класс

Часть 1(с выбором одного правильного ответа)

1. Речь идет о простом веществе кислород:

а) кислород входит в состав оксидов;

б) в молекуле оксида фосфора(V) содержится пять атомов кислорода;

в) кислород поддерживает горение;

г) валентность кислорода равна двум

2. Выберите формулу оксида:

а) NO2;       б) HNO3;   в) H2S;   г) K2SO4.

3. Является реакцией горения:

а) СuО + Н2 = Сu + Н2О;            б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;

в) Zn + S = ZnS;                          г) 4Р + 5О2 = 2Р2О5.

4. Самый лёгкий газ:

а) сернистый б) кислород в) углекислый г) водород

5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород - это:

а) оксиды б) соли в) кислоты г) основания

6.  Формула оксида железа(III):

a) FeO;    б) Fe2O3;        в) Fe3O4;      г) FeCl3.

7. Положение пробирки для собирания кислорода способом вытеснения воздуха правильное:

а) вверх дном;       б) любое;        в) горизонтальное;       г) вниз дном.

8. Вещества, ускоряющие химические реакции это:

а) растворы б) смеси в) стабилизаторы г) катализаторы

9. Водород в лаборатории получают реакцией

а) Zn + HCl→             б) CH4 + H2O→         в) H2O  +  C→

10. В процессе взаимодействия двух веществ образовались гидроксид калия и водород.

Какие вещества вступили в реакцию?

 а) калий и вода                        в) оксид калия и вода 

 б) калий и соляная кислота   г) оксид калия и соляная кислота 

Часть Б ( 1 задание с множественным ответом; 2 – на соответствие)

1.Выберите вещества, с которыми вступает в реакцию вода:

   а) Zn и Hg   б) Cu u Au   в) Na и К   г) BaO и СаО  д) CuO и K2O

2. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия:

А) H2 + CuO →                                                               1) ZnCl2 + H2

Б) Cu + O2                                                                   2) Cu(OH)2

В) Zn + H2O →                                                                3) Zn(OH)2 + H2

 Г) Zn  +  HCl →                                                              4) CuO

                                                                                           5) Cu + H2O

 Часть С Решите задачи

1. В 450г воды растворили 50г соли. Определите массовую долю соли в полученном  растворе.

2. Определите массовую долю кислорода в оксиде ванадия (v).

3. Разделите смесь: деревянные опилкижелезные опилкисоль и песок. Составьте план и опишите соответствующие действия; назовите способы и необходимое оборудование на каждом этапе разделения смеси.

9 класс

1.Осуществите превращения и укажите тип каждой реакции:

SiO2→Si→SiO2Na2SiO3→H2SiO3

2.Cоставьте электронный баланс и расставьте коэффициенты в схеме ОВР:

Cr2O3 + C → Cr + CO

3. Массовая доля Гидрогена в летучем водородном соединении элемента V группы ПС равна 8,8 %. Определите элемент.

4. При взаимодействии 12,4 г оксида одновалентного металла с водой получено 16 г его гидроксида. Определите металл.

5. 1 л смеси угарного и углекислого газа при нормальных условиях имеет массу 1,43 г. Выясните состав смеси в объёмных долях.

10 класс

1. Составьте структурную формулу вещества 2,5-дибромо - 3,3,7- триметилоктан. Предложите 3 формулы его гомологов и 3 формулы его изомеров, дайте им названия по научной номенклатуре.

2. Осуществите превращения по предложенной схеме, составьте уравнения реакций: углерод ⟶ метан --- хлорметан --- этан --- водород.

3. Какой объем углекислого газа можно получить при разложении 400 г карбоната кальция, содержащего 6% некарбонатных примесей?

4. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 83.3 %. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36.

5. Какой объём воздуха /н.у./ расходуется при полном сгорании 1 кг гексана? Объёмная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

11 класс

1.Определите объём кислорода‚ который необходим для сжигания 12 м3 метана.

2. Вычислите количество атомов и молекул‚ которые содержатся в 54 л сероводорода (при н.у.)

3.Относительная плотность алкена по воздуху составляет 0.965. Определите молекулярную формулу алкена.

4. Во сколько раз изменится скорость некоторой реакции‚ если температуру понизили с 80° до 50°‚ а температурный коэффициент равен 2.

5. Составьте ТХУ реакции взаимодействия натрия  с 120 г хлора‚ если при этом поглотилось  25 кДж теплоты.

6. При восстановлении 147.6 г нитробензола получили 96 г анилина. Рассчитайте массовую долю его выхода.

воскресенье, 18 октября 2020 г.

18.10.2020 г

 УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И УЧАЩИЕСЯ 5 - Б КЛАССА!


Каникулы продлеваются на  неделю - до 25.10.20 г.  В дальнейшем связь будем поддерживать в телефонном режиме и через мой блог на сайте школы. Всем доброго здоровья и оптимизма!

 Адрес моей электронной почты:   zadoenko1987@gmail.com

вторник, 13 октября 2020 г.

УВАЖАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ! Среда 14.10.2020

 Сегодня продолжаем занятия нашего творческого объединения по теме:"Основные этапы научного исследования".

1.Подготовка

1.1.Выбор темы

 Вообще-то все пункты, объединенные нами под заголовком «Подготовка», можно назвать самим научным исследованием, а не подготовкой к нему. Относится это даже к самому первому пункту – выбору темы.

В самом деле, никакой исследователь не выбирает тему наугад. В процессе обучения и научной деятельности он как бы «обрастает» кругом тем, интересных ему – и выбирает именно из них. В каком-то смысле это похоже на то, что самые крепкие браки получаются между давно знакомыми людьми, коллегами по работе. Подобно этому, исследователь обычно тоже давно «обручен» с какой-то темой, просто в один прекрасный момент его вдруг «осеняет»: так вот же она, моя заветная тема! Именно так и получается «крепкий брак», который зовется научным исследованием.

1.2. Определение объекта и предмета исследования

Итак, тема выбрана, однако она сложна, многомерна, противоречива. И эту ее сложность нужно как-то «усмирить», выделить в ней главное.

Нет, конечно, бывают и простые темы, однако для ученого это скорее проклятие, чем благословение: ведь все простые темы уже изучены вдоль и поперек, и сказать тут новое слово крайне трудно.

Так вот, в выбранной теме нам нужно выделить главное, а именно – найти тот объект, который мы изучаем. И это тоже один из краеугольных камней научного исследования.

Представьте себе историка, решившего изучать Великую Отечественную войну. Что можно написать о войне? Статью? Монографию? Диссертацию? А может быть, о войне вообще можно написать целую библиотеку? Можно. Зависит от объекта исследования. А эти самые объекты в такой огромной теме могут быть какими угодно по масштабу и качеству: от планов командования и международной обстановки до причин появления определенного приказа или судьбы отдельного здания (например, дома Павлова в Сталинграде).

«Большой» или «маленький», но объект должен быть, чтобы не утонуть в теме.

Итак, на огромном научном поле мы нашли небольшой участок – тему. Потом «сузили» этот участок, выделив объект. Но объект еще нуждается в конкретизации – нам нужна какая-то специфическая черта, какая-то «часть», чтобы сосредоточиться на ней. «Часть» не обязательно пространственная или материальная. Так, например, в литературоведении темой исследования может быть творчество какого-нибудь писателя, объектом – прологи и эпилоги в его произведениях, а предметом – те композиционные и смысловые функции, которые эти прологи и эпилоги выполняют.

1.3. Определение целей и задач работы

Итак, с базовыми вещами разобрались. Теперь давайте подумаем вот над чем: любое научное исследование затевается ради какой-то цели (помимо тщеславия, профессиональной необходимости или учебных обязанностей). А что такое – цель научного исследования?

Оттолкнемся вот от какой мысли: научное исследование возникает тогда, когда что-то неизвестно или непонятно. Иными словами, научное исследование возникает тогда, когда существует научная проблема. Решить эту проблему – это, собственно, и есть цель научного исследования.

Задачи исследования – это уже более мелкие, частные цели, их обычно от трех до пяти. Мы разбиваем проблему на фрагменты и рассматриваем эти фрагменты отдельно. Как в школе разбиваем задачу на действия и решаем их по порядку.

1.4. Формулировка названия работы

Вот, наконец, картина будущего исследования у нас в голове, мы уже любуемся на нее. Самое время подумать над названием работы. При этом не будем забывать, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет» (нет, нет, не бойтесь, название всегда можно исправить, но чем оно четче будет изначально, тем проще будет вам).

Лучше всего, если в названии вашей работы найдут себе место тема, объект и предмет. Например, «Имена персонажей в пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется» в контексте народной культуры». Тема этой статьи – пьеса А.Н. Островского, объект – имена персонажей, а на предмет указывает словосочетание «в контексте народной культуры» (то есть имена рассматриваются не во всем объеме своей семантики, а только под определенным углом – через призму народной культуры).

Но совмещение темы, объекта и предмета в названии все же не является обязательным.

2. Осуществление

2.1. Разработка гипотезы

Подготовка к проведению исследования закончена, начинается непосредственная работа над вашим проектом. Переходным моментом является разработка гипотезы. Гипотеза – это своеобразное «забегание вперед». Вы как будто заранее предполагаете, как осуществите исследование и что получите на выходе. Вполне возможно, и ход, и результаты вашей работы в итоге будут отличаться от того, что вы сначала предположили. Но для того, что «запустить» научный поиск, гипотеза нужна.

2.2. Определение плана

План – лучший помощник в любом деле (кроме разве что любви). Вспомните, какое огромное количество книг посвящено планированию, тайм-менеджменту! И то это книги, как правило, о планировании обычных, повседневных дел. А насколько сложнее рутины такая творческая область, как наука! Поэтому лучше всего составить план своей научной работы: как самих действий, которые вы будете предпринимать, так и того итогового труда, который должен выйти из-под вашего пера. Да, план будет видоизменяться, и, может быть, в итоге станет совершенно другим, не таким, каким был вначале. Но в вашей деятельности он вам однозначно поможет.

2.3. Работа с литературой

Осуществление исследования, конечно же, не может миновать обращения к трудам предшественников. Особенно если эти предшественники работали над той же темой, что и вы. Ознакомившись с работами ученых, вы, во-первых, избежите опасности заново открыть Америку (потратив на это уйму времени и сил) и, во-вторых, можете найти крайне важные для вас сведения или способы научной разработки объекта и предмета. Всегда помните фразу, которую часто приписывают Исааку Ньютону: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов», – и не забывайте изучать предшественников.

2.4. Определение методологии

Методология – вот чему в первую очередь учится любой исследователь у своих предшественников, пока сам не достигнет научной зрелости.

Методы в каждой науке свои, однако в общем смысле можно сказать, что:

Методы должны «соответствовать» тому материалу, который вы изучаете (лучше всего, если сам материал «подсказывает», как его нужно изучать).

В применении методов не должно быть эклектики, они должны дополнять, а не противоречить друг другу.

2.5. Организация условий проведения исследования

Речь в данном случае идет о тех ресурсах, которыми вы располагаете:

·         Время – если научное исследование для вас действительно важно, то лучше отложить другие дела, чтобы они не мешали (если такое возможно).

·         Личные ресурсы – трудно проводить научное исследование, когда у вас есть проблемы со здоровьем или в семье, нехватка денег. Если эти проблемы можно решить – замечательно.

·         Внешние ресурсы – если вам для работы нужен допуск к архивам, в библиотеки или лаборатории, нужны специальные материалы – лучше позаботиться об этом заранее. Наконец, если стоит вопрос о финансовой обеспеченности исследования, то его тоже можно попытаться согласовать на уровне соответствующих научных институций или получить грант.

2.6. Проведение исследования

Вот, наконец, все необходимые приготовления сделаны. Наступило самое время для главной работы. Но о ней-то мы как раз и не будет ничего говорить, ведь даже внутри одной науки исследования могут настолько отличаться, что едва ли их можно подвести под общий знаменатель.

Пусть же само исследование останется тем интимным моментом, куда не следует заглядывать постороннему глазу.

2.7. Обработка результатов и формулировка выводов

Самое сложное – позади. Теперь нужно сделать так, чтобы ваше исследование не пропало втуне. Для этого прежде всего следует обработать результаты и сформулировать выводы. Причем формулировки должны быть как можно более четкими – вы ведь занимаетесь наукой.

Необходимо сказать и об одном возможном грустном моменте. Бывает, что в результате исследования ученый получает совсем не те результаты, на которые рассчитывал вначале, и его гипотеза рушится. Что поделать, отрицательный результат – тоже результат. Вы, по крайней мере, отсекли еще один «лишний» для науки путь, что тоже неплохо.

Хотя, с другой стороны, стоит присмотреться, такой ли «лишний» этот путь – антибиотики, например, были открыты из-за неаккуратности (считай – ошибки) Александра Флеминга, а кардиостимулятор изобретен случайно – его творец решал на самом деле иную задачу.

3. Оформление

3.1. Написание научной работы

После подготовки и проведения исследования наступает третий этап – ознакомление научного сообщества с вашей работой. Вы пишете научный текст. Жанров таких текстов много – от доклада и рецензии до учебника или монографии. И рекомендации по отношению к каждому жанру будут свои особенные.

3.2. Обнародование результатов

Не зарывайте свои таланты, старайтесь участвовать в конференциях, семинарах. Подготовьте доклад по материалам вашего исследования и выступите с ним. Наука движется вперед именно тогда, когда ученые делятся друг с другом результатами своих трудов!

3.3. Защита результатов исследования

Чаще всего мы проводим исследования не просто так, а в рамках написания курсовой работы, магистерской, кандидатской диссертации. А такие вещи требуют не просто написания, но и защиты. Подготовьтесь к этому. Помните, что (если, конечно, вы сами проводили исследование и писали текст) пусть и на небольшом участке научного поля, но вы являетесь уникальным экспертом и сможете защитить результаты вашей работы.

И в этом случае научное сообщество примет вас в свои ряды и даже выдаст соответствующий документ, удостоверяющий это.

Продумайте и сформулируйте темы ваших исследований, определите цель и задачи,  составьте примерный план, ищите информацию. 

Желаю удачи!


вторник, 6 октября 2020 г.

УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"! 07.10.2020

ПРОДОЛЖАЕМ НАШИ ЗАНЯТИЯ И СЕГОДНЯ РАССМОТРИМ ТЕМЫ:

1. Основные виды научно-исследовательских работ

Проведение научно-исследовательских работ (НИР) – один из главных видов деятельности преподавателей и студентов вузов, работников НИИ и опытно-конструкторских бюро. В этом материале мы расскажем о специфических чертах различных видов научных работ.

В зависимости от поставленных целей, применяемых методов и достигаемых результатов все НИР можно разделить на 2 большие группы:

1.      Теоретические;

2.      Практические.

Теоретические НИР

Такие исследования иначе называют фундаментальными. Этим подчеркивается, что они составляют фундамент, основу научного знания. Исторически именно с них начиналось развитие науки. С их помощью ученые постигали сущность вещей и явлений, искали методы их познания, формулировали всеобщие законы, принципы и категории.

В результате таких исследований каждая наука сформировалась как отдельная отрасль знания с четко установленными предметом, системой универсальных и специальных методов, структурой, критериями определения истинности теоретических положений.

Базовые знания не могут иметь сиюминутной актуальности, они не нацелены на решение задач сегодняшнего дня, но устремлены в будущее. Например, математические знания зародились в то время, когда человеку нужно было проводить элементарные расчеты и вычисления, связанные с товарно-денежными отношениями, землемерными работами, учетом и статистикой хозяйства. Но в дальнейшем математика имела дело с абстракциями и установлением отношений между ними, что не всегда могло тут же применяться на практике.

На базе открытых учеными-теоретиками законов природы сегодня разрабатываются новые технологии, и так научные исследования переходят на новый уровень. Еще один вид НИР, относящийся к теоретической группе, имеет название поисковых.

Их задача состоит в том, чтобы проверять на практике истинность теорий и концепций, открывать новые свойства материалов, формулировать инновационные подходы и принципы создания новых технологий. С их помощью более глубоко исследуются отдельные аспекты знания, ведется прогнозирование дальнейшего развития науки, определяются пути применения новых явлений и закономерностей.

Практические НИР

Они иначе называются прикладными. Их цель состоит в решении конкретных практических вопросов. В разных научных дисциплинах они могут формулироваться по-разному. Например:

  • В социологии: как укрепить институт семьи? Как разрешить межнациональный конфликт?
  • В медицине: как найти оптимальные методы диагностики и лечения рака (и других заболеваний)?
  • В агрономии: как повысить урожайность сельскохозяйственных культур?
  • В психологии: как найти наиболее эффективные методы борьбы с неврозом (или страхом)?

Значение практических НИР состоит и в том, что они нацелены на поиск путей внедрения инноваций. Благодаря им осуществляется смычка науки и производственной деятельности, совершенствуются технологии, появляются новые продукты, повышается их качество.

Так осуществляется научно-исследовательский процесс: от анализа глубинных систем к практическому внедрению новшеств.

Все НИР должны иметь научную результативность. Больше всего ценятся те работы, которые приводят к принципиально новым открытиям, прорывным идеям, меняющим представления людей о Вселенной и человеке.

В то же время итоги исследований могут быть менее значимыми или даже более скромными. Это происходит тогда, когда тематика НИР охватывает небольшой регион или решение локальной проблемы. Порой универсальные законы можно вывести на основе частных фактов, добытых в узкотематических изысканиях.

Главное, чтобы любая НИР отличалась новизной. Она может присутствовать в разных аспектах:

  • впервые изучили неизвестный ранее материал;
  • апробировали новый метод решения проблемы;
  • пришли к неожиданному пониманию известных ранее вещей.

Именно такие исследования наиболее актуальны и интересны, они становятся предметом дискуссии в мире ученых, а исследователь получает высокий рейтинг и реальный авторитет благодаря росту индекса цитируемости.

Таким образом, разные виды НИР означают то, что каждый ученый идет своим путем в осуществлении исследовательской деятельности. Кому-то по душе изучение глобальных проблем, а кому-то – решение задач местного уровня. Но все они выполняют важную миссию поиска новых знаний, обогащая наши представления о бытии мира и человека.

2. Формы представления научных результатов

В научной среде различают две формы представления результатов научного исследования:

  • квалификационную;
  • научно-исследовательскую.

Квалификационная форма представления результатов исследования позволяет ученому получить документ, подтверждающий уровень его научных компетенций. В этом случае исследование оформляется в виде диссертации или выпускной квалификационной работы.

К тексту работы предъявляются требования, прописанные в инструкциях ВАК, положениях ученых советов и других документах. Эксперты, оценивая основные результаты труда исследователя, присуждают ему степень магистра, кандидата или доктора наук, а также подтверждают прохождение определенного этапа обучения.

Научно-исследовательская форма, в свою очередь, делится еще на несколько подвидов:

Разница этих форм представления информации состоит в том, что результат исследования оформляется для выступления перед аудиторией, презентации или печати. Широкой аудитории становятся доступны именно научные статьи исследователя, и по их качеству оцениваются его квалификация, вклад в науку, формируется рейтинг ученого.



Результаты исследования в научной работе: требования к тексту

Главный способ представления информации в научной работе – это составление текста, при этом текст пишется на научном языке с использованием профессиональной терминологии. Главными требованиями, предъявляемыми к тексту научной работы, считаются:

  • лаконичность;
  • последовательность и логичность изложения;
  • структурирование материала;
  • наличие выводов и заключений.

При написании текста важно использовать научный стиль изложения и лексику для выбранной предметной области. Для статьи, планируемой к публикации в журнале из международной базы данных (например, Scopus или Web of Science), необходимо выполнять профессиональный научный перевод терминологии.

Существует несколько вариантов текстового представления результатов научного исследования:

  • статья в научном журнале или сборнике научных работ;
  • отчет о НИР;
  • монография;
  • тезисы научного доклада.

В науке принято освещать опыт предыдущих поколений исследователей, поэтому каждая статья должна содержать обзор исследований предшественников и список использованной в работе литературы.

Оформление результатов научного исследования

Для большей наглядности результаты опытов, данные экспериментов и наблюдений лучше всего отобразить графически. Использование графиков, схем, диаграмм, гистограмм и таблиц позволяет быстро оценить и сравнить нужные величины. Графический материал должен дополнять текст работы, иметь сквозную нумерацию и письменное пояснение к каждому объекту.

При подготовке научной статьи или диссертации графический материал часто компонуют и оформляют в отдельное приложение. Иллюстративный материал к научной работе часто ложится в основу презентации для ее защиты.

Общие рекомендации к оформлению

От оформления результатов научного исследования во многом зависит эффект, который произведет работа на ее читателя или слушателя (преподавателя, студента, аспиранта, рецензента, сотрудника НИИ, ученого, разработчика). Оно должно отвечать следующим требованиям:

  • грамотность (стилистическая, орфографическая, пунктуационная);
  • достоверность, точность формулировок и четкость структуры;
  • наглядность, выраженная схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками, прочими изображениями;
  • доступность изложения материала для лиц, являющихся потенциальными пользователями предложенных идей и методов.

Желательно избегать длинных предложений и сложных оборотов. Обязательно объясняйте профессиональные термины, которые могут быть непонятны читателю.

Допускается использование только общепринятых сокращений. При необходимости введения специфических сокращений они расшифровываются автором (исследователем) в специальном перечне.

Способы представления результатов исследования

Помимо публикации научного труда, результаты исследования часто представляются коллегам и наставникам ученого, а также широкому кругу заинтересованных лиц. Самыми распространенными способами представления полученных результатов исследования являются презентация, доклад, рецензия, научный обзор и отчет.

Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Доклад является инструментом, отражающим результаты исследовательской деятельности и предназначенным для печати или прочтения перед аудиторией. Научный отчет обычно содержит описание методики исследования, его результат и выводы к теоретической и экспериментальной части.

Наиболее эффектным способом из вышеперечисленных является презентация. Тема презентации должна совпадать с тематикой исследования, а большая часть материала должна быть представлена наглядно.

Формирование навыков оформления результатов исследования поможет вам в дальнейшем обучении и научной работе, позволит получить признание коллег и продвижение по карьерной лестнице. 

ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ НАД ТЕМАМИ СВОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

 


 

Уважаемые родители!

Доводим до вашего сведения, что осенние каникулы переносятся! Ваш ребенок будет находиться дома с 05 по 18 октября 2020 года.  В целях сохранения жизни и здоровья ваших детей, просим Вас усилить контроль за их поведением во внеурочное время.  В связи с теплой и сухой погодой просим Вас ограничить выезд вместе с детьми на дачу, отдых на природе, к водным объектам. Запретить пал сухой травы, разведение костров в неустановленном месте.